подобных инцидентов. Правда, добиться этого в условиях тотального упадка национальной промышленности в Грузии будет сложно.
Во времена СССР ведущими отраслями промышленности Грузии были пищевая и химическая промышленность, а также машиностроение, черная и цветная металлургия. Республика занималась производством электровозов и автомобилей, была налажена добыча металла.
С распадом Союза промышленный сектор Грузии начало лихорадить. Темпы производства в стране то росли, то падали. Наиболее успешным для Грузии стал 2006 год, когда в некоторых отраслях рост производства даже удвоился. Во многом это было связно с тем, что еще оставались на плаву такие предприятия, как металлургический комбинат в Рустави и комбинат Чиатурмарганец.
Однако затем пришел и их час. Лицензия на разработку рудников комбината в Чиатуре, которые обеспечивали большую часть советского экспорта марганца в 60-80-е годы, переходила от инвестора к инвестору, но в 2008 году «Чиатурмарганец» разорился. При этом правительство не смогло отыскать последних владельцев, которым были предъявлены иски по задолженности по зарплате и пенсионным выплатам.
К слову, через год организация «Союз врачей» потребовала от правительства защитить здоровье местных жителей Чиатуры. Исследования показали ухудшение самочувствия людей в результате отравления марганцем. Более того, только в 2007 году было выявлено семь тысяч больных раком, из них четыре с половиной тысячи человек скончались.
По данным экспертов, заболевание было вызвано производственными отходами от обогащения марганцевых руд, которыми загрязнена река Квирила, поскольку химический элемент в больших количествах присутствует в местной питьевой воде. В беседе с корреспондентом GeorgiaTimes экономический эксперт Дитрих Мюллер отметил, что на чиатурских рудниках не используются очистные сооружения, стоит устаревшее оборудование. Со своей стороны, очевидцы рассказывают, что руду в Чиатуре добывают «кирками и лопатами». «В здании без окон с провалившимся местами потолком и полами кто-то похожий на людей производит концентрат», - делится впечатлениями побывавший на рудниках блогер.
При этом местные жители уже неоднократно жаловались на плохие экологические условия, однако правительство Грузии не реагировало на это и не финансировало природоохранные мероприятия в Чиатуре.
Плачевная ситуация и с металлургическим комбинатом в Рустави. В ноябре прошлого года директор британской компании «Теймз стилс», которой ранее принадлежали активы завода, заявил о нарушении прав законных владельцев и о пособничестве грузинских судов криминальным группировкам. По словам Томаса Блейка, на предприятии уничтожается имущество, станки сдаются на металлолом, запчасти и сырье продаются.
Государство же, судя по официальным заявлениям, такое положение дел в Рустави пока устраивает. В конце прошлого года Михаил Саакашвили с гордостью открывал на комбинате цех индийской компания JSW Steel по производству арматуры. «Когда я стал президентом, то обещал руставцам, что не успокоюсь, пока Руставский металлургический комбинат не заработает. И сегодня здесь открылось предприятие», - подчеркнул тогда президент.
Грузинский лидер, правда, уже привык радоваться маленьким промышленным и энергетическим мелочам на фоне общего упадка. Михаил Саакашвили лично участвовал в запуске водопровода в одной из деревень в рамках «проекта водоснабжения» Поти. Из крана, открытого первым лицом государства, действительно потекла вода, но, как оказалось, ее пустили специально для торжественной презентации. Вскоре на «Водоканале Поти» задержали директора и сократили более 200 человек. С таким же успехом Саакашвили подключил 180 абонентов к газопроводу в Зугдиди. Голубое топливо в итоге пришло только в три семьи.
Приводя в пример такие сомнительные «достижения», Тбилиси в последнее время усиленно работал над привлечением инвестиций в республику. Теперь же, после трагедии на Ткибули, сырьевой и промышленный имидж Грузии получил новый удар. Любопытно, что сейчас в пресс-службе президента говорят о большой нагрузке ткибульской шахты. Даже большей, чем в советский период. Основной акцент делается на том, что делалось все возможное для внедрения новых технологий, постоянно велся процесс «перевооружения».
Насколько слова представителей грузинской власти соответствуют действительности - остается только гадать. Некоторые эксперты уже не раз упрекали Саакашвили в том, что он живет в виртуальной реальности. В то время, как множество предприятий в Грузии продолжают закрываться, власти продолжают говорить об открытии новых предприятий. По словам эксперта по экономическим вопросам Георгия Хухашвили, сейчас производственный сектор республики попросту не работает. «Мы стали страной - потребителем», - резюмирует он.
Действительно, в условиях фактического загнивания промышленности и накопления внешнего долга, экономика республики в основном ориентирована на выпуск сельскохозяйственной продукции, в то время как «советское наследие» доживает последние дни. А производством чая, вин и коньяков Грузии явно не обойтись.