Как известно, в декабре 2008 года на заседании Еврокомиссии был принят план организации «Восточное партнерство», который включает в себя 27 государств Евросоюза плюс шесть бывших советских республик - Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину.
Изначально предполагалось, что «партнерство» поможет вышеупомянутой шестерке интегрироваться в экономику Европы. Имелись в виду такие меры, как отмена визовых режимов и создание зон свободной торговли. Позже в документах всплыл и такой интересный пункт, как создание южного энергетического коридора в обход России. Думается, именно этот компонент и был для Евросоюза базовым при разработке проекта. Естественно, Брюссель подавал данный пункт под соусом «энергетической безопасности», обещая выделить до 2013 года шести странам 600 миллионов евро на всех.
В Москве к «партнерству» отнеслись настороженно. России, как крупнейшему экспортеру энергоресурсов, «Восточное партнерство» грозит потерей влияния в этой сфере. Да и втягивание Евросоюзом ближайших соседей России в орбиту своего влияния не сулит Москве ничего хорошего.
Между тем, еще до официального оформления у «Восточного партнерства» возникли проблемы. Во-первых, не было единства мнений у самих стран-участниц программы. Так, Азербайджан отказался следовать пожеланию ЕС в части развития сотрудничества с другими республиками бывшего СССР, принятыми в программу. Во-вторых, сами европейские дипломаты отмечали, что документ не будет столь масштабным, как этого хотелось бы восточным участникам партнерства. Все дело в том, что республики, похоже, чересчур воодушевились идеей безвизовых поездок в Европу и настаивали на реализации этого пункта «партнерства» уже в ближайшее время. Такое положение вещей Евросоюз, естественно, не устраивает. Многие страны ЕС также выступили против того, чтобы шесть государств-участников именовались в итоговом документе как «европейские страны», поскольку такая формулировка в определенном смысле дает им надежду на будущее членство в Евросоюзе.
Все это сделало отношение к «Восточному партнерству» более прохладным. В ноябре, обсуждая вопрос ассоциированного членства стран «Восточного партнерства» в Евросоюзе, представитель Еврокомиссии Кристиана Хоман подчеркнула, что юридического статуса «ассоциированный член» ЕС не существует. «Чтобы вступить в ЕС, нужно получить статус «кандидата», - сказала она. А позднее представительство Европейской комиссии в России разъяснило, что такого понятия, как «ассоциированное членство» нет и в базовых документах ЕС, хотя несколько видов соглашения об ассоциации с ЕС там присутствуют. Некоторые из них подразумевают перспективу присоединения к Евросоюзу, другие - вовсе нет.
В настоящее время Брюссель начал переговоры с Грузией, Арменией и Азербайджаном, которые надеется завершить подписанием нового соглашения, передает news.am. Спецпредставитель организации на Кавказе Питер Семнеби сообщил, что подписание подобного соглашения станет для Тбилиси, Еревана и Баку «средством налаживания свободной торговли и передвижения людей».
Таким образом, Брюссель начинает своеобразную локализацию «партнерства», поскольку в данном случае речь идет о пространстве между тремя вышеупомянутыми республиками. Впрочем, оно и неудивительно: нелегалов из республик бывшего СССР хватает в Европе и без соглашения о безвизовом режиме. А новая головная боль Евросоюзу ни к чему.
В этой связи оценки перспектив сближения республик с ЕС пока далеки от оптимизма. Очевидно, Брюссель продолжит продавливать выгодные для себя энергетические соглашения, без труда раздавая «избранной шестерке» новые обещания, а страны-участницы - рассчитывать на такую близкую и вместе с тем недоступную Европу.