На этой неделе в российскую столицу приехал президент Абхазии Сергей Багапш. В Москве президент Дмитрий Медведев и абхазский лидер подписали ряд документов, расширяющих сотрудничество молодой республики с Россией в таких областях, как противодействие незаконной миграции, транспортные и экологические меморандумы. Одним из ключевых стало соглашение об объединенной российской военной базе на абхазской территории. Документ определяет порядок использования и функционирования базы, в том числе «совместно с вооруженными силами Абхазии для защиты суверенитета и безопасности республики, включая противодействие международным террористическим формированиям», условия использования земельных участков и другого имущества, а также статус личного состава базы и членов их семей.
Документ вызвал волну негодования в НАТО. Официальный представитель альянса Кармен Ромеро заявила, что блок осуждает и не признает легитимным соглашение о размещении военной базы, передает РИА Новости. Она пояснила, что позиция НАТО по данному вопросу всегда была неизменной: мол, страны альянса продолжают требовать отвода войск на рубежи, на которых они находились до начала августовского конфликта, и настаивают на допуске наблюдателей в республики.
Гневные стрелы полетели и из Тбилиси. Грузинское внешнеполитическое ведомство выразило протест в связи с подписанным соглашением в военной области и обвинило Россию в попытке усилить свое военное присутствие в регионе.
Впрочем, ничего нового в заявлениях НАТО и Грузии не прозвучало. Со времен августовского конфликта и альянс, и действующий в Тбилиси режим продолжают считать Абхазию и Южную Осетию грузинскими территориями. Россия же, признав независимость республик, оформляет с новыми государствами на карте Южного Кавказа документы о сотрудничестве.
Как известно, в прошлом году Москва и Сухум заключили соглашение о совместных усилиях по охране государственных границ Абхазии. Под охрану российских пограничников принято более 350 километров государственной границы: из них 215 километров - морской и 98 километров - сухопутной.
Сейчас обстановка на грузино-абхазских рубежах остается неспокойной. В начале февраля Погрануправление ФСБ подвело итоги работы в молодой республике за восемь месяцев прошлого года. По словам начальника Погрануправления ФСБ России в Абхазии генерала Юрий Звирыка, за этот период российские пограничники нанесли значительный урон организованным преступным группам, планирующим проведение диверсионно-террористических актов на территории молодой республики и России. Более того, на грузино-абхазской границе было задержано 433 человека, обнаружено 16 схронов с боевым оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, изъято и уничтожено девять единиц оружия. При этом российские пограничники зафиксировали 41 факт использования грузинской стороной беспилотных летательных аппаратов, а также задержали несколько партий контрабандных товаров на общую сумму, превышающую миллион рублей.
Оценивая подписанные документы, абхазский лидер Сергей Багапш подчеркнул, что Россия и Абхазия давно шли к подписанию многих соглашений - еще даже в те времена, когда республика не имела признания. «Сегодня мы все это переводим на другие рельсы - рельсы закона, - цитирует Багапша «Российская Газета». - Мы прекрасно понимаем отношение России к нам, к нашим проблемам, но и Абхазия, принимая помощь, понимает, что на нее саму ложится огромная ответственность».
Создание в Абхазии российской военной базы - это не только гарантии безопасности молодой республики. Размещение воинского контингента на Южном Кавказе в определенной степени выгодно и России по ряду причин. Бывший командующий Черноморским флотом России Владимир Комоедов заметил, что после подписания российско-абхазских документов в области обороны и безопасности ВМФ России вместе с морскими частями Погранвойск ФСБ получил в пользование морские причалы в Сухумском и Очамчирском портах. Адмирал напомнил о том, что сейчас Черноморский Флот сосредоточен в основном в Севастополе, а в Новороссийске база ВМФ только строится, пишет «Независимая Газета». «Это важная геополитическая победа, - подчеркнул Комоедов. - Отныне Черноморский Флот будет более рассредоточен, а значит, менее уязвим. Плюс решается задача защиты суверенитета Абхазии с моря».
Тем не менее, не все настроены столь оптимистично. По мнению некоторых экспертов, от сотрудничества Москвы и Сухума выигрывают, в первую очередь, абхазы. Так, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes сказал: «Для Абхазии это единственная гарантия независимости, Россия же теперь привязана к безопасности Абхазии и должна обеспечивать ее суверенитет. Плюс, это небольшой плацдарм в Закавказье и на побережье Черного моря».
На вопрос о том, что сейчас перевешивает в отношениях Москвы и Сухума - геополитические интересы России на Кавказе или необходимость в защите Абхазии после решения о признании, эксперт ответил: «Первично теперь то, что Россия связана признанием независимости, а интересы Москвы отходят на второй план».