Французская газета Libération опубликовала письмо 76 журналистов, возмущенных отключением «Первого Кавказского телеканала» от спутника Eutelsat. В обращении к спутниковой компании говорится о том, как прекрасен свободный от цензуры «режима Владимира Путина» русскоязычный канал.
«Сам факт появления этого грузинского телеканала - шаг вперед в сфере информационного плюрализма на постсоветском пространстве», - цитирует InoPressa.ru публикацию в Libération. Кстати, эта газета уже отличилась «независимостью», когда в августе 2008 года отказалась публиковать соболезнования погибшим в Южной Осетии.
Авторы обращения упрекают Eutelsat в том, что она не соблюдает соглашение о трансляции телеканала через спутник W7. Такая резкая смена позиции компании совпала - «и такое совпадение вызывает, по меньшей мере, тревогу» - с подписанием контракта между Eutelsat и «Интерспутник», распространяющей медиапродукты «Газпрома». Компания, по мнению французских журналистов, вняла призывам российских депутатов «уничтожить телевидение террористов» и поддалась на шантаж «Газпрома».
Далее следует декларация во французском революционном стиле «мы не можем уступать, мы не допустим, мы требуем».
GeorgiaTimes уже писала, что большую часть вещания на спутнике занимают российские каналы. Да и сам W7 был запущен российской ракетой «Протон» с космодрома Байконур. Так что неудивительно, если российский газовый монополист с помощью более выгодных коммерческих условий вытеснил грузинский телеканал с его частот на W7. Было бы более странно обратное.
А Eutelsat предложил грузинам другой спутник W2А, условия приема сигнала с которого практически не отличаются от прежних. Тбилиси заупрямился и подал в суд. Процесс по существу начнется 26 февраля и завершится к середине марта. Французский адвокат «Первого кавказского» Анри д'Арманьяк, прибывший в Тбилиси, не сомневается в победе, сообщает сайт телеканала.
Суть спора сводится к тому, как именно был составлен контракт и позволял ли он спутниковой компании отказаться от трансляции телеканала после завершения двух недель тестового вещания.
Если судья признает правоту Eutelsat, то говорить о «шантаже» и «давлении» будет совершенно неуместно. Более того, «давлением» окажутся именно подобные письма ретивых либералов, которые защищают псевдосвободное СМИ, но отказывают спутниковой компании работать по правилам свободного рынка и выбирать более выгодные и конкурентоспособные предложения.
Ранее, кстати, с подобным письмом выступили несколько российских либералов, Они также заявили, что Кремль ограничивает свободу СМИ не только в России, но и за ее пределами. И высказали опасения о том, что Франция не только отключила грузинский канал, но и готова продать России наступательное вооружение - корабли-вертолетоносцы «Мистраль».
Среди подписавших - бывшие советские диссиденты. В их числе - Константин Боровой, который известен как главный управляющий Российской товарно-сырьевой биржи и экс-депутат Госдумы. А также острая на словцо Валерия Новодворская. Она уже заявила в эфире «Эха Москвы», что не пожмет руку Николя Саркози, и то, что он делает - «это очень стыдно». Впрочем, сам французский президент, избалованный вниманием красавиц-моделей, пока и не выражал желания поцеловать пальчики сей внушительной особы.
Впрочем, оппозиция на то и нужна, чтобы критиковать власти, так что письмо российских сторонников «Первого Кавказского» - это их работа. Кроме того, телеканал помогает оппонентам Кремля находить слабые места российской власти.
Но зачем французским либералам вмешиваться в разборки вокруг телевидения, которое и в Грузии-то многие считают не слишком уместным в период обострения обстановки на Северном Кавказе?
Ведь журналисты телеканала явно благоволят к бандитам, которых ликвидируют федеральные российские силы. Они называют террористов «членами сопротивления». А одним из главных лиц телеканала остается вдова Джохара Дудаева Алла Федоровна, которая до сих пор мечтает, чтобы сны ее погибшего мужа сбылись, и Чечня вышла из состава России.
Другие грузинские интернет-СМИ, рассчитанные на русскоговорящую аудиторию, позволяют себе заигрывать даже с представителями «Имарата Кавказ», запрещенного в России.
По некоторым данным само решение о начале вещания «Первого Кавказского» принималось на секретной встрече приверженцев джихада в декабре 2009 года в Тбилиси. Как пишет заместитель директора неправительственного Американского института на Украине Джеймс Джатрас на сайте «Осетинского радио и телевидения», форум был организован при содействии высокопоставленных лиц правительства Грузии и на нем присутствовали представители министерства внутренних дел.
Кстати, одним из главных грузинских идеологов отделения Чечни и Ингушетии от России в последнее время стал руководитель неоднократно перевоплощавшейся Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили. Вот и сегодня он инициировал в Тбилиси конференцию по региональной безопасности. Какого рода предложения там прозвучат, можно догадаться. И все это уже освещается на сайте «Первого Кавказского».