Сегодня стало известно, что известный грузинский журналист, занимающийся политическими расследованиями, покинул страну и попросил политического убежища в Швейцарии. Имя его хорошо известно как грузинскому, так и российскому зрителю. Это Вахтанг Комахидзе. Его документальная кинолента «Грузинский преферанс» в 2007 году транслировалась по РЕН ТВ.
Комахидзе удалось доказать, что премьер-министр Грузии Зураб Жвания, который погиб при странных обстоятельствах - задохнулся угарным газом из-за неисправности обогревателя (такова официальная версия) не мог погибнуть в квартире, где было найдено его тело. Более того, по Версии Комахидзе, Жвания не мог умереть, отравившись газом. Автору удалось выявить путаницу в заключениях привлеченных властями экспертов ФБР.
Демонстрация фильма Комахидзе о гибели Жвания взбудоражила общественность Грузии. Как сообщали тогда СМИ, более 7 тысяч человек пришли на показ фильма. Мероприятие проходило на открытом воздухе в самом большом парке Тбилиси - парке Ваке. Огромный белый экран размещен возле входа в парк, зрители заполнили все главные аллеи. Здесь присутствуют лидеры всех партий объединенной оппозиции.
Затем Комахидзе занялся расследованием не менее загадочной смерти грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили. Опальный олигарх, неожиданно вступивший в конфронтацию с властью, весьма успешно поднял в стране оппозиционную волну в 2007 году. Но его политическая деятельность оказалась самым неуспешным его проектом. Весьма удачно для грузинских властей он скончался в Лондоне от странной болезни сердца. Комахидзе разбирался во всех этих случайных совпадениях.
Немало шума наделал и еще один фильм Комахидзе "Пэтриот". В фильме рассказывается, что в шпионаже в пользу России заподозрили москвича - грузина по происхождению Владимира Вахания, академика, автора десятка книг на исторические темы. Когда он приехал в родной город Зугдиди навестить родственников, в его дом ворвался спецназ численностью 200 человек, на глазах соседей внесли в спальню некие мешки, а затем под матрасом обнаружили два автомата Калашникова и две гранаты. Подписи понятых оказались подделанными. И когда один из них заявил об этом на суде, его также бросили на нары "за дачу ложных показаний" во время следствия, которые он... не давал. А "русскому шпиону" за хранение оружия дали четыре года, и томится он теперь в тбилисской тюрьме.
Грузинские правозащитники внесли Владимира Вахания в список политзаключенных, коих в стране Саакашвили насчитывается около 120 человек. Вот такая нестыковочка, если учесть, что власти утверждают - в " стране нет политзаключенных". Комахидзе к тому же активно участвовал и в весенних акциях протеста оппозиции. Его фильмы регулярно транслировались по оппозиционным каналам.
Что именно так разозлило власти, что правдолюбцу пришлось уехать, пока неизвестно. Скорее всего раздражала вся деятельность журналиста- документалиста, который был слишком неудобен из-за своего журналистского любопытства и несговорчивости. Последней каплей, переполнившей терпение грузинских властей, стало намерение Комахидзе снять фильм об августовской войне.
Сам Комахидзе объясняет свое решение так: власти Грузии преследуют его и угрожают расправой его семьей, если он обнародует отснятый несколько недель назад в Цхинвали документальный фильм о событиях, связанных с войной в августе 2008 года. Как пишет Комахидзе, он и еще двое грузинских правозащитников в декабре прошлого года были приглашены в Цхнивали в связи с освобождением задержанных там четырех грузинских подростков. В ходе этой поездки власти Южной Осетии передали ему материалы. Вернувшись, он снял фильм о ситуации в Южной Осетии. Затем журналист заявил, что этот фильм, по всей видимости, не понравился властям - сразу после завершения работы над журналистским расследованием ему начали звонить неизвестные и угрожали расправой.
«Я не знаю, какая информация из моего фильма могла бы быть наиболее болезненной для нынешних властей Грузии. Возможно, что госминистр Грузии за два дня до войны согласовывал с цхинвальским руководством возможность срочной эвакуации из Цхинвали бабушки сотрудницы пресс-службы президента Саакашвили Аланы Гаглоевой, или как власти бросили на произвол судьбы грузинское население Цхинвальского региона», - цитируют обращение Комахидзе различные СМИ. Он отмечает, что завершить свой фильм он сможет, лишь приняв решение временно покинуть родину, обратившись к швейцарским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. В Тбилиси стараются сохранить хорошую мину. Прокуратура Грузии, как сообщает агентство GHN, уже сообщила, что Вахтанг Комахидзе не сообщал об угрозах
Как заявляют в Главной прокуратуре, ведомство начнет ознакомление с письмом журналиста, которое появилось сегодня в грузинских СМИ. На данный момент мы можем привести только не весьма лестное высказывание министра по реинтеграции Темура Якобашвили в адрес Комахидзе и правозащитников, побывавших в Цхинвале. Нужно отметить, что это не первый случай, когда грузинские журналисты предпочитают покинуть страну. В прошлом году журналист Леван Гудадзе вместе с матерью, женой и дочкой перебрался на территорию Южной Осетии. Из Южной Осетии журналист и его семья в сопровождении пограничников были доставлены в Управление ФМС по Северной Осетии. Свой поступок Гудадзе объяснил постоянными угрозами властей Грузии в свой адрес, связанными с его журналисткой деятельностью. Известная телеведущая Инга Григолия предпочла уехать на стажировку в Лондон, нежели продолжать работу в Грузии.
Поучается, что все усилия друзей Грузии по развитию демократии - лишь пустая трата времени? Так, в прошлом году США выделили Грузии деньги, которые должны были пойти на развитие в стране свободных СМИ и гражданского общества. Однако международные организации, которые изучили расходование этих средств, пришли к выводу, что 20 миллионов из них - бесследно «испарились». Уже в этом году страны ЕС выступили с инициативой осуществить в Грузии проект «Усиление роли СМИ в Грузии, как контролирующего института».
На днях заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг и Филипп Гордон пообещали, что США выделят деньги на развитие демократических институтов в Грузии. Размер этой помощи не уточняется. Вопрос лишь в том - куда деваются средства, если ситуация со свободной прессой в этой очень сомнительной демократии только ухудшается.