3 февраля 2005 года в Тбилиси был найден мертвым премьер-министр Зураб Жвания. Официальное расследование остановилось на версии отравления угарным газом в результате несчастного случая. Однако нестыковки в материалах дела, а также заявления оппозиционных политиков, говорят в пользу версии о преднамеренном убийстве. Под подозрением - команда Михаила Саакашвили.
Зураб Жвания шел к власти плечом к плечу с Нино Бурджанадзе и Михаилом Саакашвили. Их называли «революционной тройкой». Они вместе добились отставки президента Эдуарда Шеварнадзе.
Жвания, на взгляд многих экспертов, выглядел самым ярким лидером из этой тройки. Саакашвили, как писали газеты, уже тогда напоминал сумасшедшего. На митингах у него из рта брызгала слюна. «За таких президентов не голосуют. У Грузии уже был один сумасшедший президент - Звиад Гамсахурдиа. Этого хватило», - рассуждали журналисты.
Поэтому удар пропаганды «бывших» был направлен против Зураба Жвания. Появилась масса компрометирующих материалов, в которых упор делался на его армянские корни и нетрадиционную сексуальную ориентацию. В итоге Жвания ушел на второй план, выдвинув лидером своего блока Бурджанадзе.
А «Единое национальное движение» Саакашвили тем временем набирало очки. Когда Мишико победил на первых после «розовой революции» президентских выборах, он сделал Зураба Жвания премьером.
Но на этом посту председатель правительства проработал лишь несколько месяцев до своей загадочной смерти.
Труп его нашли в съемной квартире на Сабурталинской улице Тбилиси. Там же было тело его молодого друга, вице-губернатор края Квемо Картли Рауля Юсупова. Экспертиза указала, что причиной смерти стало отравление угарным газом от неисправного обогревателя.
Следствие почти сразу склонилось к версии о несчастном случае.
Грузинским специалистам помогали эксперты ФБР. Однако как потом заявил брат Жвания - Георгий - доклад американских следователей был фактически проигнорирован, а некоторые пункты переведены с точностью до наоборот. Если те писали, что отравление не могло быть вызвано утечкой газа из обогревателя, то в грузинской версии доклада значится: «отравление могло быть вызвано утечкой».
Как заявила вдова Жвания Нино Кадагидзе телекомпании «Кавкасия», до сих пор неясно, как мог накопиться угарный газ в помещении, где окна плотно не закрывались. Она утверждает, что их семья хотела уехать из Грузии. «Зурабу звонили и предупреждали, что ему угрожает опасность», - рассказала она.
Родственники Юсупова также уверены в насильственной гибели двух политиков.
Два года спустя еще большие сомнения заронил бежавший из Грузии в Австрию экс-министр обороны Ираклий Окруашвили. По его заявлению, тела были доставлены на эту квартиру уже после смерти.
Недавно пролить свет на обстоятельства устранения своего предшественника пообещал экс-премьер Зураб Ногаидели, лидер «Движения за единую Грузию».
При этом он отметил, что обвинять в этом нынешнего президента Михаила Саакашвили пока нельзя. «Если были бы какие-то серьезные факты, свидетельствовавшие против Саакашвили, я вообще бы не стал премьер-министром и Саакашвили давно бы на своем посту не было», - сказал политик.
Однако лидер недавно организованного движения «Тетреби» («Белые») Темур Шашиашвили осенью пообещал представить общественности аудиозапись, которая подтверждает причастность властей к убийству Жвания.
По словам политика, он лично прослушал девятичасовой трек, на котором слышно, как президент и еще несколько человек обсуждают план устранения Жвания, выборы и методы их фальсификации. Само преступление, утверждает Шашиашвили, было спланировано и осуществлено в пригороде Тбилиси Шавнабад.
Несмотря на общественную значимость тех улик, которыми обладает лидер «Тетреби» аудиозапись до сих пор находится за границей, возможно в той же Австрии. При каждом прилете из-за границы Шашиашвили и его коллег тщательно обыскивают, очевидно, с целью изъять компромат.
Является ли эта аудиозапись подлинником? И решится ли Шашиашвили занести ее в список создаваемого им «Музея улик» против преступлений режима Саакашвили? Все это покажет ближайшее будущее.
Сейчас наверняка можно говорить об одном. Перед смертью Жвания из соратника превратился в оппонента Саакашвили. Как заявила вдова премьера, он хотел уехать из Грузии не только из-за угроз. а еще и потому, что увидел, что те идеи, ради которых он пришел в политику, сталкиваются с серьезным противодействием. «Те же события в Аджарии, потом Цхинвальские события, начавшийся тогда процесс массовой приватизации - Зура был против всего этого», - говорит Нино Кадагидзе.
Эдуард Шеварнадзе, считающий Жвания своим учеником, также уверен, что премьера устранили, хотя и не называет предполагаемых заказчиков. В интервью российской газете «Время новостей» он отметил: «Если бы Зураб был жив, то страна избежала бы нынешнего серьезного внутриполитического раскола, не начала бы воевать в Южной Осетии, то есть развивалась бы более гармонично и спокойно».
Фото BBC