Если проследить историю опросов общественного мнения в России за период с 2001 по нынешний год, то складывается любопытная картина - серьезные перемены в отношении россиян к Грузии во многом связаны с нынешним грузинским лидером Михаилом Саакашвили.
Так, девять лет назад данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) говорили о том, что россияне видели на тот момент в Грузии скорее союзника, чем противника.
Два года спустя большинство респондентов (61 процент) назвали отношения Москвы и Тбилиси прохладными либо напряженными и лишь 20 процентов - добрососедскими либо нормальными. При этом основную вину за такое похолодание россияне возложили на прежнего руководителя Грузии - Эдуарда Шеварднадзе. Как сообщал сайт ВЦИОМа, по мнению 59 процентов опрошенных, развитие дружеских отношений между Россией и Грузией было невозможно при его сохранении на посту президента Грузии. Впрочем, оно и неудивительно - респонденты смотрели на ситуацию через призму событий в Панкисском ущелье, в котором еще совсем недавно были обнаружены чеченские боевики. В целом же опрос показал, что россияне внимательно следят за ситуацией в Грузии, а «революция роз» вошла в десятку самых важных событий года с точки зрения россиян.
Уже в 2004 году число россиян, критически настроенных к политике президента Грузии Михаила Саакашвили, резко выросло. Так, доля респондентов, полагающих, что новому президенту Грузии удастся наладить дружеские отношения с Россией, сократилась с 30 до 13 процентов. При этом только 10 процентов опрошенных по сравнению с 21 процентом верили, что новый лидер поднимет уровень жизни населения Грузии. При этом доля респондентов, считающих, что ничего существенного Саакашвили не добьется, возросла с одного до 32 процентов респондентов. Не исключено, что свою роль сыграли майские события, когда Грузия заявила о намерении бороться с контрабандой и ввела в Южную Осетию отряды МВД и армейского спецназа. Позднее Цхинвал был обстрелян из минометов, а югоосетинский лидер Эдуард Кокойты обратился к президентам России и Грузии, выступив с новой инициативой по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта.
Через четыре года Грузия наряду с США вошла в список стран, имеющих, по мнению россиян, наиболее напряженные отношения с Москвой (по 25 процентов). Причем такое мнение граждане России высказали в мае, еще до трагических августовских событий.
Наконец, опрос 2009 года показал, что доля россиян, уверенных в том, что развитие дружеских отношений между Россией и Грузией при действующем президенте Грузии Михаиле Саакашвили невозможно, выросла за пять лет более чем в два раза. При этом число респондентов, верящих в то, что дружба между Тбилиси и Москвой возможна, сократилось с 40 процентов до 14-ти. Более того, подавляющее число граждан России (79 процентов) полагали, что Грузии нужен президент, более достойный, чем Михаил Саакашвили. И лишь два процента граждан России выразили уважение и симпатию к президенту Грузии.
Как показывают свежие статистические выкладки, 17 процентов россиян продолжают считать Грузию одним из своих главных противников. Тем не менее, на первое место с 24 процентами в этом году вышли Соединенные Штаты.
Отношения Москвы и Вашингтона - тема отдельная. Если же говорить о грузино-российском прерванном диалоге, то теперь есть ясное ощущение того, что россияне в своих оценках исходят именно из отношения к действующему режиму Саакашвили, нежели к некогда братскому грузинскому народу.
Эту догадку в интервью с корреспондентом GeorgiaTimes подтвердил руководитель управления политических исследований ВЦИОМ Степан Львов. «Действительно, отношение россиян к Грузии поменялось после того, как к власти пришел Саакашвили, - говорит Львов. - В августе 2008 года ситуация еще более ухудшилась. Вместе с тем, наши граждане четко подразделяют, что есть политики, которые виноваты в ухудшении ситуации, и есть обычные люди, отношение к которым хорошее».