Обращение православных христиан Южной Осетии апеллирует к октябрьскому заявлению архиепископа Волоколамского Иллариона в передаче «Церковь и мир» на канале «Вести». Тогда представитель РПЦ отметил, что в Южной Осетии сложилась «раскольническая группа», которая не находится в общении с Православной Церковью. «Мы надеемся на диалог с этой группой, на то, что нам удастся убедить их прекратить раскольническую деятельность. Ведь людям нужны канонические священники, а не самозванцы», - подчеркнул он.
В Цхинвале же считают, что церковь Южной Осетии никогда не была частью ни Московской Патриархии, ни Грузинской, и поэтому о раскольничестве здесь не может быть речи. «Аланская епархия не намерена зависеть от Грузинской церкви, за воссоединение с которой ратуют в Московском Патриархате», - сказано в обращении к Дмитрию Медведеву.
По какой причине обращение верующих Южной Осетии к президенту России последовало не в октябре, а лишь сейчас – остается загадкой. Возможно, свою роль сыграло и значительное улучшение в отношениях Русской и Грузинской православных церквей.
Как известно, не так давно Россия и Грузия обменялись священниками для окормления диаспор в двух странах. Решением Священного Синода Русской православной Церкви в Тбилиси был направлен архимандрит Роман Лукин. Он уже получил благословение католикоса-патриарха всея Грузии Илия II на совершение богослужения в тбилисском храме святого апостола Иоанна Богослова. Вместе с тем, в Москву по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Илии II прибыл архимандрит Вахтанг, который служит в храме святого великомученика Георгия Победоносца на Большой Грузинской улице.
По словам патриарха Кирилла, направление российского священника в Грузию и грузинского - в Россию в какой-то степени может компенсировать отсутствие дипломатических отношений между двумя странами. «Недавно мы обменялись церковными послами: нет государственных послов - будут церковные, - сказал Кирилл. - Кто-то позицию Русской Церкви, а значит, и в значительной мере позицию нашего народа должен представлять братскому грузинскому народу в Тбилиси». Он добавил, что сама природа Церкви позволяет ей становиться неангажированной стороной в разрешении конфликтных ситуаций.
А позднее уже архиепископ Волоколамский Илларион сказал, что отношения церквей России и Грузии будут развиваться. «Русская православная Церковь признает каноническую целостность Грузинской православной церкви и в церковном отношении считает Абхазию и Южную Осетию входящими в состав Грузинской православной церкви», - сказал он. При этом Илларион подчеркнул, что понимает сложности, касающиеся окормления православных верующих, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и особо отметил: «Мы должны находить какие-то формы поддержки этих людей».
Не исключено, что нынешнее обращение к Дмитрию Медведеву мотивировано взглядами православных Южной Осетии, согласно которым руководство Грузинской церкви не имеет морального права на пастырство в республике. Да, Аланская епархия уже неоднократно просила РПЦ принять ее под свое крыло, но попытка втянуть президента России в церковные вопросы выглядит как не совсем корректный шаг по отношению к патриарху Кириллу.
Хоть стремление осетин к духовной свободе от Грузии вряд ли приведет их к желанию объявить автокефалию, православным христианам Южной Осетии, похоже, придется расстаться с мыслями о том, что в каждом православном государстве должна быть поместная церковь. А шансы на вхождение Аланской епархии в состав РПЦ на данный момент равны нулю.