Визит Вашадзе в Иран без тени сомнения можно назвать масштабным. Глава грузинского МИДа встретился и с президентом, и со своим иранским коллегой, и с секретарем высшего совета по национальной безопасности исламской республики.
Отметим, что в Тегеране Вашадзе получил несколько дельных советов. Во-первых, от главы республики Махмуда Ахмадинеджада, по мнению которого, расширение НАТО на Восток не принесет никакой пользы странам региона. «Западные страны преследуют исключительно собственные интересы, пытаясь распространить свое влияние на Восток, - отметил Ахмадинежад. - Все проблемы страны региона в силах решить самостоятельно, не принося свои интересы в жертву сомнительным целям западных государств».
Как известно, евроатлантический курс Грузии, взятый нынешним руководством страны, сейчас не пользуется популярностью даже внутри страны. Уделяя особое внимание приведению армии в соответствие со стандартами НАТО, Саакашвили несколько забывает о социально-экономических реформах, необходимость в которых давно назрела. Именно ввиду того, что четкий крен в сторону Запада определяет нынешнюю внешнюю политику Грузии, визит Вашадзе в Иран любопытен вдвойне.
К слову, на встрече с Ахмадинежадом глава грузинского МИДа ничтоже сумняшеся подчеркнул, что Тбилиси никогда не будет участвовать в войне против Ирана, в каких бы союзах не состояла Грузия. Интересное заявление, не так ли? Получается, что сотрудничество с Ираном и дружба с Соединенными штатами для Грузии - две непересекающиеся плоскости. Впрочем, так это или нет - можно будет судить только по прошествии времени. Сейчас грузинские миротворцы активно проповедуют американскую демократию в Афганистане, и вовсе не факт, что та же бригада по велению Вашингтона в будущем не отправится в предместья Тегерана, особенно беря во внимание санкции, которыми то и дело грозят Ирану заокеанские политики.
Но вернемся к визиту Вашадзе. Еще один совет он услышал на встрече с секретарем высшего совета по национальной безопасности Ирана Саидом Джалили. «Региональная безопасность проложит путь для развития дружественных отношений между народами, - заметил тот. - Интересы стран региона требуют укрепления сотрудничества в области безопасности». Джалили, правда, далеко не первый политик, который поднимает этот вопрос. Так, еще в 2008 году премьер-министр Турции Тайип Эрдоган предлагал создать организацию под названием «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе». Глава МИД Турции мотивировал свою позицию существованием в регионе нескольких конфликтов, в том числе карабахского и армяно-турецкого. Катализатором же создания Платформы послужили события августа. Предложение Эрдогана предварительно поддержали все страны, которые по проекту должны были входить в организацию: кроме Турции, это Азербайджан, Грузия, Россия и Армения. Тем не менее, официальный статус организация так и не приобрела - противоречия между сторонами, за исключением Анкары и Еревана, оказались непреодолимыми.
Будет ли аналог такой платформы жизнеспособен на сегодняшний день - неизвестно. В любом случае, если Тбилиси продемонстрирует стремление к стабилизации обстановки на Кавказе, то прибавит себе политические баллы в том же Тегеране.
А пока ясно одно - Иран остается для Грузии важнейшим партнером, с которым Тбилиси связывает свое энергетическое будущее. Как сообщил Вашадзе, Грузия приветствует активное участие Ирана в осуществлении энергетических проектов, а над углублением грузино-иранских отношений будут работать четыре специальные группы. Неудивительно, ведь без Ирана проект «Набукко» по прокладке газопровода из прикаспийского региона в европейские страны в обход Украины и России попросту никуда.