Десять лет назад, одновременно с празднованием двухтысячелетия Рождества Христова Грузия торжественно отметила и 1700 лет с того момента, как христианство стало ее государственной религией.
Крещение Грузии произошло в 4-ом веке, в 337 году. И крещена она была женщиной - Святой Нино, которая пришла в Грузию из Каппадокии (в древней географии Каппадокия - это обширный район во внутренней части полуострова Малая Азия, нынешняя Турция). Нино искала хитон, в котором был Иисус, когда его распяли.
Согласно царившим в Римской империи нравам, вещи распятых разыгрывались между солдатами стражи. И вот, по преданию, один из предметов - хитон Иисуса - достался Элиасу, еврею из Грузии. Он принес хитон на свою родину, в Грузию. Его сестра, Сидония, так дорожила этой реликвией, что никогда с ней не расставалась, крепко прижимая ее обеими руками к груди. Когда она умерла, это объятие было настолько сильным, что оказалось невозможным извлечь хитон из ее рук, и она была похоронена вместе с ним.
В поисках этой святой реликвии и пришла в Грузию Нино, неся в руках крест, сплетенный из виноградной лозы. Виноградная лоза высохла, и крест изменил свою форму. Вот почему традиционный грузинский крест похож на силует летящего самолетика, и сейчас в Грузии можно увидеть обе версии креста - и классический православный, и «сплетенный из виноградной лозы».
К полуночи на Рождество жители грузинских городов и сел присутствуют на всенощной службе. В Тбилиси руководство и самые известные деятели страны как правило собираются в кафедральном соборе Тцминда Самеба (Святой Троицы) в районе Авлабара. Церковь - главный авторитет в этой одной из самих древних православных стран мира. Особенно слов Патриарха ждут в эту ночь. Он передает послание через Синод.
Как заявил Католикос-Патриарх Илия Второй, православная Грузия с радостью встречает Светлый праздник Рождества Христова и «молится за отпущение своих и чужих грехов». Духовный отец нации напомнил людям, что у них есть не только права, но и обязанности, предостерег от пропаганды греха и насилия.
Рождество Христово почитается и отмечается в Грузии особенно. В каждой семье готовят праздничные кушанья, пекут специальные рождественские лепешки - «кверци» - на каждого члена семьи. После торжественного богослужения в церкви приступают к трапезе.
В рождественскую ночь дети собираются колядовать, ходят по домам и дворам с корзинками и торбами. В каждой семье их ждут, встречают с радостью и после исполнения специальных ритуальных приветствий и песнопений щедро угощают и благодарят.
Главный действом Рождественского дня в Грузии является возрожденная древняя традиция крестного хода - «Алило». В полдень в воскресенье во всех церквях Грузии собираются церковные служители и верующие, передает агентство «Новости-Грузия». С иконами, крестами и песнопениями они начинают праздничное шествие по улицам. Одни из самых многочисленных участников «Алило» - дети.
Однако главными действующими лицами праздничного шествия «Алило» являются «несущие благую весть». Они песнопениями оповещают всех о рождении Христа-Спасителя. «Несущие благую весть» одеты в белые одежды с красными крестами и несут в руках флаги. К праздничному ходу присоединяются все желающие с иконами, хоругвиями и песнопениями, а также с дарами и подарками. Дары по завершении праздника передаются детским домам и сиротам.
В Тбилиси «Алило» проходит в разных районах города. Многочисленная группа верующих обычно собирается у кафедрального собора Сиони в центре столицы и по набережной движется в сторону площади Свободы. Затем верующие направляются к церкви Святой Троицы.
Параллельно другая часть верующих, принимающих участие в «Алило», направляется к церкви святой Троицы в Вакийском районе. Еще один излюбленный маршрут верующих - от Церкви Пресвятой Богородицы в Дидубийском районе к собору Иверийской богородицы в Надзаладевском районе Тбилиси. Праздничные шествия продолжаются несколько часов.
Не менее впечатляющие праздненства можно наблюдать в это время и на бескрайних просторах России. Там к искренней радости своих единоверцев присоединяются многочисленные представители грузинской диаспоры, людей обосновавшихся в братской стране, но не утративших привязанности к своей исторической родине.
Духовные и кровные узы накрепко объединяют паству Русской православной и Грузинской православной церквей. Поэтому неслучайно в нынешний не простой период в отношениях наших государств именно церковь и ее иерархи стали той благой силой, которая старается направить наши отношения в русло традиционного сотрудничества.