История с задержанием в Южной Осетии четверых грузинских подростков из грузинского села Тирдзниси длится уже полтора месяца. Как известно, 4 ноября Георгия Ромелашвили, Алеко Сабадзе, Виктора Бучукури и Левана Хмиадашвили сотрудники МВД республики остановили на одной из центральных улиц имени Кутузова. В ходе следствия выяснилось, что на территории Южной Осетии ребята сделали схрон со взрывчаткой и четырьмя гранатами.
В начале декабря цхинвальский суд, рассмотрев дело, вынес приговор, согласно которому двое подростков получили по году тюремного заключения, а двое других получили по тому же году, но только условно, и были освобождены прямо в зале суда.
Томасу Хаммарбергу, по-видимому, такой приговор показался жестким. 2 декабря он прибыл в Южную Осетию и заявил, что не покинет пределы республики до тех пор, пока Цхинвал не освободит всех подростков. Тем не менее, спустя некоторое время комиссар Совета Европы по правам человека все же уехал, заявив на обратном пути, что югоосетинская сторона пообещала освободить малолетних грузинских нарушителей в десятидневный срок.
Тем временем, представители Грузии во время своих международных визитов продолжали то и дело клеймить власти Южной Осетии, обвиняя в «преступных действиях и похищениях». Казалось, Тбилиси и не думает сбавлять оборотов дипломатического давления. Президент Михаил Саакашвили назвал решение цхинвальского суда «бесчеловечным», а нетерпеливый оппозиционный депутат парламента Грузии Гия Тортладзе дважды приезжал в село Эргнети на границу с Южной Осетией, где предлагал себя в обмен на осужденных подростков.
В довершение всего грузинская сторона отказалась разговаривать с югоосетинскими дипломатами все в том же Эргнети в рамках очередной встречи для обсуждения механизма по предотвращению инцидентов на границе до тех пор, пока не будут освобождены подростки.
Естественно, не стали отмалчиваться и в Цхинвале. Полномочный представитель президента по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев подчеркнул, что Южная Осетия не будет вести диалог с Грузией, когда она разговаривает на языке ультиматумов, и обвинил Тбилиси в шантаже и политизации дела о малолетних нарушителях.
Разрядить напряженную обстановку в очередной раз вызвался Томас Хаммарберг. Примечательно, что в Южную Осетию он направится проездом через Грузию, где наверняка еще услышит о том, что осетины-де не сдержали слово и не отпустили осужденных.
Может показаться, что Цхинвал действительно нарушил уговор с еврокомиссаром. Но ведь реакцию югоосетинских властей на постоянные указки из Тбилиси можно легко понять: по словам президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, советчики только усугубили ситуацию, поскольку у республики действительно были определенные договоренности с международными организациями.
В итоге, встречаясь с грузинскими правозащитниками, прибывшими в Цхинвал, югоосетинский лидер накануне заявил, что под давлением Тбилиси он отказывается воспользоваться своим конституционным правом помилования осужденных граждан Грузии.
Вот и получается, что политическим давлением по всем фронтам команда Саакашвили только усугубила ситуацию. Потому-то во многом благодаря грузинским ораторам Хаммарберг и вынужден второй раз за месяц отправиться в кавказское турне. Как знать, вполне вероятно, что подростки уже давно были бы дома, не продолжи Тбилиси свою агрессивную риторику в отношении Цхинвала.
Думается, что при должном отношении верховного комиссара по правам человека Южная Осетия не будет упрямиться и отпустит малолетних грузинских нарушителей, не говоря о том, чтобы делать их объектом торга.
И шанс такого развития событий довольно высок - на той же встрече с правозащитниками Эдуард Кокойты отметил, что в сложившейся ситуации Цхинвалу и Тбилиси нужно искать мосты, по которым строят доверие, а не заниматься демагогией. Любопытно, что ответит на это Хаммарберг.
(фото: Reuters)