Сегодня делегация из Грузии отчитывалась перед Евросоюзом по защите прав человека. Если в Брюсселе внимательно следят за событиями в этой кавказской стране, то знают и о преследованиях оппозиции, и о подавлении нацменьшинств, и о захвате осетинских заложников. Но ясно, что публичного порицания своим любимчикам ЕС не выскажет. Поэтому все будет так, как удобно грузинскому правительству, и тот же Цотнэ Гамсахурдиа (на фото) останется в тюрьме, несмотря на абсурдность обвинений.
Сегодня в Брюсселе состоялся диалог между Грузией и Евросоюзом по проблемам защиты прав человека. Такие встречи проводятся два раза в год. С такой же периодичностью составляет доклад аппарат народного защитника Грузии.
В прошлый раз европейцы порекомендовали правительству кавказской страны позаботиться о свободе СМИ и соблюдении прав беженцев.
Прошло полгода, а воз и ныне там. Оппозиционные журналисты жалуются на отсутствие источников финансирования и давление властей, а радикальные политики по-прежнему почти не имеют доступа к общественному телевидению. Беженцы из Абхазии «первой волны» по-прежнему жалуются на отсутствие жилья.
Помимо этих нарушений прав человека, существует масса других, за которые европейцы должны были бы отругать грузинское правительство. Часть вопиющих беззаконий со стороны государства по отношению к своим гражданам подробно зафиксировал в последнем докладе народный защитник Георгий Тугуши.
В частности, он заявил, что во время акций протеста полицейские незаконно применяли резиновые и пластиковые пули. В результате митингующие получили сильные повреждения, а один из них потерял глаз. Но вместо того, чтобы осудить подобную практику, парламент 17 июля внес законопроект, который сделал использование нелетального оружия против демонстрантов легитимным. Омбудсмен считает эту норму противоречащей Конституции Грузии и Всеобщей декларации прав человека.
В доклад омбудсмена не попали дела политических заключенных, которые проводили трехдневную голодовку к Международному дню защиты прав человека с требованием встречи с экспертами Совета Европы.
Не попали и последние факты преследования представителей оппозиции и их родственников, в том числе дело сына первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа Цотнэ. Он голодал целый месяц, попал в больницу, за него вступились уже и брат Константин, и депутат от «Картули Даси» Джонди Багатурия, которые начали сбор подписей в парламенте.
По словам Константина Гамсахурдиа, состояние здоровья Цотнэ крайне ухудшилось. «Я сторонился публичного выступления, однако теперь не осталось другого пути, и поэтому я обращаюсь к президенту с тем, чтобы он оказал посредничество, а Цотнэ Гамсахурдиа была изменена мера пресечения, и он был отпущен на поруки», - отметил он.
Но президент Грузии накануне отказался повлиять на следствие, чтобы выпустить Цотнэ из тюрьмы хотя бы до суда. Как заявила пресс-спикер президента Грузии Манана Манджгаладзе, Михаил Саакашвили «считает, что все, несмотря на свое происхождение, должны быть равны перед законом».
Этот девиз хорош сам по себе, но в данном случае обвинения в покушении на убийство действительно выглядят нелепо. GeorgiaTimes уже писала, что потерпевший Давид Баджелидзе не видел, кто же в него стрелял. После этих показаний «жертвы» адвокат Гамсахурдиа Кети Бекаури рассчитывала, что дело будет просто закрыто.
Оружие могло быть подброшено, а в показаниях единственной свидетельницы - Раисы Саидовой, Бекаури нашла противоречия. Та заверяла, что видела из своего двора, как Цотнэ Гамсахурдиа вышел из своего дома «Колхская башня» и направился к дому Давида Баджелидзе.
«Раиса Саидова никак не могла все это видеть из собственного двора, поскольку его расположение не позволяет сделать это. Кроме того, у нее проблемы со зрением и слухом», - заявила Бекаури.
Так что все дело выглядит сфабрикованным от начала до конца. С какой целью? Может быть, с целью давления на Константина Гамсахурдиа, а может - из-за маниакальной шпиономании. С 2007 года власти подозревают Цотнэ в сотрудничестве с российскими спецслужбами. Его мать Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа утверждает, что власти искали повод и, наконец, придумали, как засадить его в тюрьму.
Саакашвили не зря так гордится своим политическим ведомством. Что и говорить, репрессивная машина работает отлажено. Она и оппозицию прижимает к ногтю, с потенциальными сепаратистами в Джавахетии хорошо расправляется, и осетин помогает брать в заложники, и без нее правительству долго у власти не удержаться.
Интересно, объяснили ли все это европейцам в Брюсселе?