«Косметическая» реорганизация кабинета министров Грузии и вопрос доверия новому правительству - это сейчас вопрос номер один для населения страны и грузинских газет.
Сегодня парламентские фракции и комитеты будут обсуждать представленные президентом кандидатуры нового главы правительства и министров, а также правительственную программу. В субботу же на своем внеочередном заседании законодательный орган намерен объявить обновленному кабинету министров доверие. Оппозиция уже раскритиковала сомнительные кадровые перестановки в структуре органа исполнительной власти. Так, Саломэ Зурабишвили, экс-глава грузинского МИД, ныне находящаяся в оппозиции, отметила: «Странно, что после войны, когда очень трудная политическая ситуация, назначают премьер-министром неопытного человека» . Имея в виду Григола Мгалоблишвили.
Старое ядро кабинета министров фактически остается неизменным. Новые руководители появятся только у нескольких министерств. Хотя слово "новые" тоже довольно условно: пост министра юстиции после пятилетней паузы вновь займет Зураб Адеишвили; Коба Субелиани возвращается в кресло госминистра по делам беженцев и расселению всего лишь после пятимесячного расставания с ним.
В отличие от них в новом амплуа предстанет Георгий Хачидзе - губернатор региона Самцхе-Джавахети возглавит Министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов. Среди повышенных в должности есть и вице-руководитель дипломатического ведомства Григол Вашадзе, который отныне будет министром культуры, спорта и охраны памятников. Примечательно, что его тезка Григол Мгалоблишвили свернул к премьерству именно с дипломатического пути. Аналитики в Тбилиси высказывают мнение, что прогнозировать и комментировать решения президента в последнее время становится все сложнее. Как передает BBC, эксперт по экономическим вопросам Георгий Хухашвили говорит, что о заслугах Григола Мгалоблишвили и его опыте в решении экономических проблем в Тбилиси пока никто не слышал. Однако проблема, по его словам, сейчас не только и не столько в личностях, она носит системный характер. "В обстановке кризиса, в котором находится сейчас страна, главное иметь компас, а если компаса нет, неважно, кто стоит у руля - он все равно не сможет привести корабль туда, куда надо", - уверен эксперт. Между тем, в Грузии не сомневаются, что и кандидатура премьер-министра, и новый состав правительства будут одобрены парламентом, с его правящим большинством. В стране же уже привыкли к перестановкам во властных структурах, здесь "премьеры меняются, как перчатки", так что население мало сомневается в том, что власть опять намерена создать видимость грядущих перемен в глазах международных наблюдателей
Между тем, наблюдается раскол и в рядах сторонников власти. Так, вице-спикер парламента Леван Вепхвадзе заявил, что не примет участия в заседании, где планируется объявить доверие обновленному правительству. "Комиссия по изучению августовских событий была создана для того, чтобы расследовать работу высокопоставленных лиц, в том числе министров. Если сейчас парламент их утвердит, мы можем оказаться в неловкой ситуации - ведь не исключено, что на основе заключений комиссии будет установлено, что эти люди не заслуживают доверия", - сказал Леван Вепхвадзе газете "24 саати" (24 часа).
Общественность Грузии интересует вопрос: почему во время августовских событий так много чиновников покидали страну? Для выяснения этого обстоятельства создана даже специальная комиссия. Оппозиция не исключает, что в числе беглецов могут оказаться и обладатели министерских портфелей. На днях председатель парламентской комиссии по изучению августовских событий Паата Давитая провел брифинг, на котором назвал имена 35 высокопоставленных лиц, которые в тот период пересекли границы Грузии, понятно в каком направлении.
Эту информацию комиссии предоставил теперь уже бывший начальник департамента пограничной полиции Грузии Бадри Бицадзе, который, вероятнее всего, поддержит позицию супруги - Нино Бурджанадзе, решившей активизировать оппозицию.
Так, в интервью грузинской газете «Резонанси» (Резонанс») Бадри Бицадзе заявляет, что устал выслушивать ложь от властей, относящуюся к августовским событиям. Он говорит о шантаже сотрудников его департамента со стороны генеральной инспекции МВД. На вопрос журналиста, почему он покинул свой пост, Бицадзе ответил, что после войны началась кампания по дискредитации пограничного ведомства.
Он также подчеркивает, что именно в тот момент, когда в отношении страны была осуществлена агрессия и охрана государственной границы стала более актуальной, его ведомству был урезан бюджет. "И это несмотря на то, что НАТО, Евросоюз и другие организации называют наш департамент пограничной полиции одним из лучших, где с успехом были осуществлены реформы".
Так что, судя по всему, в предположениях грузинских СМИ относительно временного характера изменений в правительстве и грядущих новых изменений есть немалая доля истины.