Эта награда так растрогала господина Саакашвили, что он объявил Латвию едва ли не главным спасителем Грузии после обрушившейся на страну военной катастрофы, которую сам же и вызвал своим преступным приказом бомбардировать Цхинвал. Грузинский президент, в который уже раз повторил, что во время войны, когда к Тбилиси шли российские танки, нахождение в Грузии премьер-министра Латвии имело особое значение.
Такое же «особое значение» и «неоценимый вклад в спасение Грузии» внесли президенты Украины, Латвии, Польши, которые в прошлом году выразили солидарность с потерпевшим фиаско агрессором.
При этом господин Саакашвили в свойственной ему манере называть белое черным и наоборот продолжил свои уже набившие оскомину обвинения в адрес России, которую он теперь называет не иначе как «страной-агрессором». Хотя по признанию тех же европейцев, которым поклоняется Михаил Николаевич, в страну-агрессора превратил Грузию именно он. И это четко отражено в докладе Тальявини.
«Латвия была первой страной, которая начала мобилизацию союзников в поддержку Грузии и продолжает делать это и сейчас. А это означает, что Грузия не останется лицом к лицу с соседом агрессором, что имеет особое значение для страны», - витийствовал Саакашвили. А далее грузинского президента понесло... «Грузию и Латвию разделяют несколько тысяч километров и одна, излишне растянутая страна, но их объединяют общая история и общие ценности», - заявил грузинский лидер.
Оговорка относительно «излишне растянутой страны» у Михаила Николаевича почти по Фрейду. Это патологическая ненависть к России, которая посмела преподать урок зарвавшемуся диктатору и ударила агрессора по рукам.
Что же касается экскурсов историю, то здесь грузинский президент явно проявил себя как двоечник. Как отметил президент Саакашвили, жители Латвии хорошо понимают положение Грузии и знают, что такое массовая депортация. Интересно, о какой массовой депортации грузин может идти речь? Что же касается потока беженцев сначала из Абхазии, а потом из Южной Осетии, то в их трагедии повинны в первую очередь тбилисские царьки постсоветской эпохи, которые под лозунгом «Грузия - для грузин» развязали войну в бывших автономиях.
Михаил Саакашвили упорно старается проводить исторические параллели между Латвией и Грузией, но завершается это у него, как всегда, нелепо, сродни зажевыванию галстука. Ведь тот же Валдис Затлерс накануне своего визита в Закавказье заявил в интервью, что в Латвии надо отказаться от слова «оккупант». Рижский гость, похоже, пришел к нелегкому для себя выводу, что враждебная риторика в адрес великого соседа бьет, прежде всего, по самой Латвии.
А вот его грузинский коллега после прошлогоднего августа буквально впал в раж: отброшенное Затлерсом слово - ныне самое «невинное» из употребляемых грузинским агитпропом по отношению к России. Поскольку, к досаде господина Саакашвили, замыслившего силовую акцию против Южной Осетии, северная соседка дала агрессору по зубам. И более того, признала обоснованным решение народов бывших грузинских автономий жить самостоятельно.
Кстати, «зубная тема» нашла свое отражение в выступлении грузинского президента на совместной пресс-конференции. Михаил Саакашвили вспомнил врачебную деятельность президента Латвии в Грузии в 90-х годах. В частности, по словам Саакашвили, он делал в травматологическом центре Тбилиси операции и лечил пациентов. Президент Саакашвили заявил, что после того, «как одна злобная машина нанесла травмы Грузии, она приветствует помощь профессионального травматолога».
Грузинский президент визитом Валдиса Затлерса остался доволен. Он получил орден признания и услышал от своего латвийского коллеги очередное заверение, что «Латвия никогда не признает независимость Абхазии и Южной Осетии».
А вот «травматолог из Риги» вряд ли покинул Грузию, окрыленный открывшимися перед латвийским бизнесом перспективами. Хотя его визит планировался как чисто деловой, и во главу угла ставилось «наведение экономических мостов», у 62 бизнесменов из Латвии, сопровождавших своего президента и принимавших участие в грузино-латвийском бизнес-форуме, осталось чувство недоумения. Потому что дальше политических заявлений и подписания нескольких протоколов о намерениях дело не пошло.
Можно много говорить о необходимости углубления экономических отношений. Но в условиях экономического кризиса, который далек от завершения, деловое партнерство между Латвией и Грузией, разделенных «излишне растянутым соседом», практически неосуществимо. И Латвия демонстративно ищет пути взаимопонимания с этим соседом. Потому что страны Балтии начали осознавать всю порочность искусственно раздуваемой конфронтации с националистической окраской.
А вот его грузинский коллега понять этой простой истины никак не может. Для него очень важно постоянно запугивать грузинский народ жупелом «угрозы с севера». Поскольку иначе его диктаторский режим будет сметен.