Сегодня в Очамчиру, что на черноморском побережье Абхазии, должны были заплыть три новейших российских катера проектов «Соболь» и «Мангуст».
Торжественную церемонию встречи их экипажей российские власти отменили. Причины названы не были. Лишь источник РИА Новости в администрации президента Абхазии сообщил, что это связано с объявленным в России днем траура по погибшим в ночном клубе Перми.
Между тем, против усиления российской морской пограничной службы в Абхазии выступили МИД и парламент Грузии. В Тбилиси это расценили как нарушение «территориальной целостности» Грузии.
По словам депутатов, общие заявления и резолюции, которые были приняты до сих пор международными организациями в связи с действиями России, оказались неэффективными. Поэтому парламентарии требуют введения «карательных санкций».
«Россия наращивает свой военный потенциал, нарушая тем самым общепризнанные нормы международного права и собственные международные обязательства», - заявляет МИД Грузии и напоминает России, что такого понятия, как «территориальные воды Абхазии» или «морское пространство Абхазии» международное право не признает.
Напомним, что Россия в августе прошлого года защитила от грузинской агрессии Южную Осетию, после чего признала эту республику и Абхазию независимыми государствами. С ними были подписаны двусторонние соглашения о совместной охране границ.
После задержания грузинскими катерами турецкого танкера Buket, плывшего в Абхазию, Россия пообещала усилить охрану абхазских вод. Она направила к берегам республики сторожевой корабль «Новороссийск» и решила прислать еще три катера, которые и должны были сегодня пришвартоваться в Очамчире.
Как заявил в конце прошлой недели заместитель начальника Погрануправления ФСБ России в Абхазии Олег Фролов, «прибытие российских погранкатеров призвано обеспечить безопасность судов, направляющихся в абхазские порты, и охрану морских рубежей республики».
В Грузии же, напротив, считают, что российские корабли создают угрозу во всем черноморском регионе. Если до прибытия катеров грузинская морская охрана была технически оснащена лучше абхазской и спокойно задерживала суда в спорных и даже в нейтральных водах, то теперь там могут развернуться настоящие баталии.
Кроме того, у абхазов будет больше возможностей пресекать незаконную ловлю рыбы грузинскими моряками. Прецедент, кстати сказать, уже был, когда в 18-ти километрах южнее Очамчиры пограничный сторожевой катер «Ямалец» после досмотра трех лодок типа «Казанка» и «Прогресс» задержал пятерых рыболовов-грузин.
В общем, риск столкновений в Черном море действительно есть, пока Грузия не признала Абхазию независимым государством. Но конфронтация неизбежна уже потому, что Тбилиси не отказался от силового решения конфликта. С одной стороны, власти говорят, что теперь попытаются завоевать доверие осетинского и абхазского народов. С другой - перехватывают суда с жизненно важными грузами у берегов Абхазии или держат в заточении осетинских пленников.
На воинственный настрой грузинского правительства много раз обращали внимание российские политики. В частности, в пятницу, после встречи с министрами стран-членов НАТО глава МИД России Сергей Лавров вновь высказал озабоченность в связи с продолжающимися поставками оружия в Грузию.
«Мы надеемся, что страны альянса сделали необходимые выводы из событий августа прошлого года», - отметил глава российского МИД.
Лавров также подчеркнул, что в августе прошлого Михаил Саакашвили «сжульничал» и не подписал в плане Медведева-Саркози пункт о неприменении силы Грузией.
«Первое предложение этого плана гласило о том, что президенты России и Франции одобряют нижеследующие принципы и предлагают сторонам эти принципы выполнить. Когда президент Саркози поехал в Тбилиси с этим документом (план Медведева-Саркози), уже одобренным президентом Медведевым и самим президентом Саркози, и этот пункт президент Саакашвили подписывать отказался, то есть опять было такое мелкое жульничество», - сказал Лавров по итогам заседания совета Россия-НАТО, отвечая на вопрос, почему Россия не выполняет этот план.
Он подчеркнул, что этот план подписан и Абхазией и Южной Осетией «без каких-либо жульнических попыток».
На эту реплику МИД Грузии ответил сегодня, в понедельник. Замминистра Нино Каландадзе сказала, что «цель подобных заявлений - создать в лице Грузии образ врага», передает «Интепрессньюс». Она отметила, что миссия наблюдателей ЕС не подтверждает факты о подготовке Грузии к новой агрессии.
Что ж, миссия ЕС и в прошлом году «не заметила», как войска подошли вплотную к Южной Осетии. А то, что армия восстановила довоенную мощь признало и само грузинское руководство, открывая в пятницу новое место дислокации первой артиллерийской бригады в Вазиани.
Сам министр обороны Грузии Бачо Ахалая подчеркнул, что инфраструктура армии полностью восстановлена после войны в августе 2008 года. Новая база является подтверждением этого.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, который также прибыл на церемонию, дополнил эту оду грузинской армии. Он заявил, что участие грузинских солдат в миротворческой миссии в Афганистане в составе международных сил содействия безопасности (ISAF) - уникальная возможность научиться воевать. «Наши контингенты, в отличие от контингентов некоторых европейских стран, не имеют никаких ограничений в подключении к боевому положению... Считаю для нашей армии это уникальная возможность получить настоящее боевое крещение в настоящей боевой обстановке», - отметил Михаил Саакашвили. По его словам, Грузии не нужны войска, которые можно показывать лишь на парадах.
«Нам нужна армия, которая умеет воевать», - заключил он.
Так кто же после этого выглядит как агрессор? Россия, защищающая мирные города и морские суда, или грузинское руководство, откровенно натаскивающее свою армию для новой войны?