Однако насколько правдиво освещался он в прессе и на экране? Насколько достоверной была представленная общественности информация со стороны военных?
В России, наконец, издан первый военный научный анализ пятидневного конфликта с Грузией в августе 2008 года. Называется этот сборник статей «Танки августа» и подготовлен он сотрудниками российского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаилом Барабановым, Антоном Лавровым и Вячеславом Целуйко. Составители этого сборника - авторитетные военные эксперты - утверждают, что министерства обороны России и Грузии не говорят всей правды о войне.
Но если с грузинской стороны сокрытие правды продиктовано желанием хоть как-то приуменьшить масштабы сокрушительного поражения и показать в лучшем свете боеспособность своих вооруженных сил, то позиция российских военных не совсем понятна авторам и составителям этого научного труда. Так авторы исследования выражают удивление, почему Россия в отличие от Грузии до сих пор и не опубликовала официальный список потерь. Составленный ими неофициальный список потерь российских военнослужащих в войне(74 погибших и более 170 раненых) полностью соответствует данным Минобороны РФ.
Разночтения с обнародованными ранее цифрами потерь военной техники касаются в основном авиации. Так, согласно исследованию аналитиков, в ходе конфликта российские ВВС потеряли шесть боевых самолетов, тогда как минобороны РФ признает потерю только четырех самолетов.
Зато грузинская сторона объявила об уничтожении более двух десятков российских самолетов. Откуда они их насчитали? Оставим это на совести грузинских военных, которые упорно умалчивают о том, что большую часть материальных потерь грузинская армия понесла не в ходе боевых действий, а после захвата ее баз российскими войсками.
Одним словом, грузинская армия бежала даже не с поля боя, а со своих военных баз, оставив Гори без единого выстрела.
Особо следует отметить тот факт, что численность российских войск на протяжении всей кампании не превышала численности грузинских войск. Во время активных боевых действий с обеих сторон было задействовано примерно по 10 тысяч военнослужащих. А вот что касается начала операции «Чистое поле», то грузинское руководство приняло решение о ее реализации как минимум 6 августа, а не в ночь на 8 августа в ответ на «вторжение» российских войск в Южную Осетию через Рокский тоннель, как утверждает официальный Тбилиси.
В то же время в исследовании ЦАСТа утверждается, что ввод подразделений Минобороны России (батальонные тактические группы 693-го и 135-го полков 19-й мотострелковой дивизии) в республику начался через два часа после первых залпов ночного обстрела Цхинвала грузинской армией. Но нужно было еще подойти к Цхинвалу по простреливаемой грузинскими военными дороге, а на это потребовалось несколько часов.
Тексты статей в сборнике «Танки в августе» свидетельствуют о том, что в результате действий российской армии по принуждению Грузии к миру, задуманная окружением Саакашвили преступная операция «Чистое поле» обернулась для грузинского руководства жестоким уроком. В ходе боестолкновений Грузия потеряла 170 убитыми и пропавшими без вести. Более 1800 военных были ранены. Уничтожено не менее десяти танков Т-72, три транспортных самолета Ан-2 и четыре вертолета (три Ми-24 и Ми-14БТ), разрушена система ПВО Грузии. В общей сложности в руки российских войск и осетинских ополченцев попало 65 грузинских танков, более 20 БМП, 2 бронемашины Cobra, около 10 установок ПВО, несколько десятков минометов и артиллерийских орудий.
Но пошли ли впрок грузинскому президенту и его окружению эти уроки? Увы, нет! Сегодня грузинская армия форсированными темпами восстанавливает свой боевой потенциал.
По поступившей в распоряжение российской военной разведки информации, Грузия, как и до событий августа 2008 года, получает военную помощь от стран НАТО, Израиля и Украины.
Начальник Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Шляхтуров считает, что страны НАТО, и прежде всего восточноевропейские государства-участники альянса или, как их еще называют, «младонатовцы», поставляют Грузии стрелковое оружие и снаряжение, Украина поставляет тяжелые вооружения, а частности, танки и средства ПРО, Израиль - Грузии беспилотные летательные аппараты, а США ведут подготовку личного состава грузинской армии по тактике НАТО. Руководитель ГРУ отметил также, что поставка вооружений из Украины осуществляется не по государственной линии, «но не без ведома и покровительства высшего украинского руководства».
Сейчас стоит вопрос: способна ли грузинская армия, пусть и перевооруженная «младонатовцами», «украинским кумом» и израильскими «поставщиками смерти», на ведение сколь-нибудь успешных военных действий против двух новых независимых государств, связанных договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Российской Федерацией.
Авторы сборника «Танки в августе» прямого ответа на этот вопрос не дают. Но из контекста этого аналитического труда можно понять, что новая агрессия со стороны Грузии, если она последует, будет пресечена столь же действенно, как это случилось в августе прошлого года. И в этом заключается главный урок пятидневного конфликта на Кавказе.