Совет Безопасности ООН не будет рассматривать вопрос Грузии в декабре, но будет поднят как-нибудь позже. Об этом сегодня заявил временный председатель Совета безопасности, постпред Буркина-Фасо Мишель Кафандо на пресс-конференции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
«К нам никто не обращался с просьбой о рассмотрении вопроса о положении в Грузии в этом месяце. Но ситуация такова, что формально этот вопрос остается в перечне текущих тем Совета Безопасности, хотя миссия ООН и прекратила работу. В общем, мы можем рассмотреть этот вопрос, но в программе работы Совета Безопасности на месяц его нет», - сказал Кафандо, отвечая на вопросы журналистов.
Миссия ООН окончательно покинула Грузию только осенью, хотя начала свертываться еще 16 июня. Совет Безопасности не смог продлить истекший мандат, так как Россия наложила вето на проект резолюции, предложенный западными странами.
Дело в том, что в нем содержались ссылки на прежние резолюции, в которых говорилось о территориальной целостности Грузии. Тогда как Россия после августовской войны прошлого года признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Россия предлагала компромиссную формулировку названия миссии ООН, без упоминания принадлежности абхазской и осетинской территории к Грузии. Однако такой вариант отвергли западные члены Совбеза.
После того, как Европа вникла в суть конфликта в Южной Осетии благодаря взвешенному докладу Хайди Тальявини, спекуляции на тему «российской агрессии» и необходимости защитить «невинную жертву Грузию» стали неуместны. Так что ее вопросы уже не так сильно волнуют европейское сообщество.
Как говорится, за что Михаил Саакашвили боролся, на то и напоролся. Углубленный интерес к кавказской войне после выяснения подробностей сошел на нет.
Вот и Парламентская ассамблея Совета Европы на днях отказалась муссировать тему российско-грузинского противостояния на очередной сессии в январе. С этой инициативой к комиссии ПАСЕ по мониторингу обращалась грузинская делегация. Но активность политиков Сакартвело, пожалуй, уже поднадоела европейцам, и в просьбе было отказано.
Как заявил первый заместитель руководителя комитета Госдумы России по международным делам Леонид Слуцкий, «медленно, но верно ПАСЕ начинает разбираться в сути событий в Южной Осетии и разворачиваться в сторону здравого смысла».
Вместе с тем, он не исключил, что обсуждение этого вопроса продолжится в профильных комитетах и комиссиях Ассамблеи.
ПАСЕ уже выпустила несколько резолюций по положению в Грузии. В них настоятельно рекомендуется России выполнить план «Медведева-Саркози» и вернуть грузинских беженцев в их дома на территории двух новых республик. Что касается первого требования, то Россия уже не может вывести свои войска, так как они находятся в Абхазии и Южной Осетии уже по новым двусторонним договоренностям и обеспечивают безопасность молодых государств. А беженцы - некоторые беженцы возвращаются без всяких резолюций, других осетины и абхазы не могут принять по соображениям нравственным, как убийц их родных, третьих - не позволяет экономическое положение стран, еще не до конца восстановленных после войн с грузинами.
Грузинская делегация дважды уже пыталась лишить Россию права голоса в ПАСЕ, но оба раза большинство делегатов высказывались против. А уж после доклада Тальявини сторонников «наказания России» и вовсе почти не осталось.
Но это не значит, что все бросили Грузию на произвол судьбы. По настойчивым требованиям грузинского руководства в Тбилиси на этой неделе прибыл верховный комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. Он помог освободить двух грузинских подростков и пятерых осетин, которых удерживали противоборствующие стороны. Правда, его начальство в Европе заметило лишь помощь грузинам и умолчало об осетинах.
И все же чувствуется: по Европе пробежала тень сомнения о «жертвенной роли» Грузии в прошлогодней войне.