Осетинские власти повторили сегодня свое предложение обменяться задержанными по принципу «всех на всех». В Грузии о таком предложении даже слышать не хотят, добиваясь воздействия на Цхинвал через международные организации. Грузинские СМИ еще вчера сообщили, будто решение об освобождении подростков, задержанных 4 ноября в Южной Осетии, уже принято.
Вчера грузинское агентство «Медианьюс» со ссылкой на некоего осетинского журналиста Темура Хурабедова сообщило сенсационную новость. Якобы принято решение освободить подростков, о которых в связи с южноосетинским конфликтом только и говорят средства массовой информации последние две недели.
Четырнадцатилетние Георгий Ромелашвили и Алеко Сабадзе, шестнадцатилетний Виктор Бучукури и семнадцатилетний Леван Хмиадашвили были задержаны правоохранительными органами Южной Осетии 4 ноября. Им вменяется в вину не только пересечение границы, но и хранение взрывчатых веществ, а одному еще и кража оружия.
Ребята были заключены в СИЗО по решению суда, который избрал в качестве меры пресечения два месяца под стражей. Так что они могут провести и Новый год в тюрьме. Впрочем, вчера пресс-служба Генпрокуратуры Южной Осетии сообщила, что следствие по этому уголовному делу завершено и передано в суд.
Власти Южной Осетии не давали повода говорить о том, что на этот раз освободят задержанных по подозрению в уголовных преступлениях так же быстро, как, например, дровосеков в октябре и еще около 80-ти грузин, задержанных за пересечение границы в течение этого года.
Зато в последние дни несколько раз южноосетинские чиновники заявляли, что предложили Грузии обмен «всех на всех». Сначала полпред президента по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев рассказал, что этот вариант обсуждался на последнем раунде в Женеве. А сегодня председатель парламента Станислав Кочиев подтвердил заинтересованность осетин в обмене задержанных с обеих сторон.
Правда, начальник информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили опроверг слова Чочиева. «Представители Цхинвальского режима не предлагали обменять «всех на всех». Вообще не было речи о каком-либо обмене. Стороны дискуссий потребовали от осетинской и российской стороны незамедлительно освободить задержанных подростков», - заявил он.
После того, как Кочиев подтвердил предложение об обмене, GeorgiaTimes связалась с заместителем госминистра по вопросам реинтеграции Грузии Давидом Раквиашвили, чтобы выяснить отношение Грузии к такой возможности освободить подростков из цхинвальской тюрьмы.
«Что значит обменивать и как можно на одну доску с криминалом ставить несовершеннолетних, которые были задержаны несправедливо, с нарушением гражданских прав?», - эмоционально прокомментировал Раквиашвили. Напомним, что по грузинской версии, ребята были похищены близ родного села Тирдзниси, а не задержаны в Цхинвале с гранатами. По словам Раквиашвили, сама постановка вопроса об обмене ребят на тех, кто сидит в грузинских тюрьмах - неприемлема.
Стоит отметить, что на стороне Грузии в вопросе освобождения юных правонарушителей выступают и международные организации. Сегодня со спецзаявлением выступил Европарламент. Перед этим, правда, грузинскую версию событий там представил государственный министр по вопросам евроинтеграции Гиорги Барамидзе, который специально поехал в Европу решать этот вопрос. Так что в Брюсселе уверены, что арест детей был незаконным.
А вчера в Женеве народный защитник Грузии Гиорги Тугуши общался по этому же поводу с заместителем верховного комиссара ООН по правам человека Кван-Уа Канг. Речь о немедленном освобождении не шла, но отмечали такие нарушения, как содержание во взрослом СИЗО (детского в Цхинвале нет) и невозможность встреч с родителями.
Похоже, что в Тбилиси надеются добиться освобождения, избежав обмена. Хотя, по словам Раквиашвили, ранее именно грузинская сторона настаивала на подобном решении вопроса задержанных, причем Россия обещала содействовать в этом.
Замгосминистра в интервью GeorgiaTimes отметил, что в Южной Осетии на сегодняшний день кроме четырех подростков находятся еще несколько грузинских граждан. В их числе брат одного из участников переговоров с грузинской стороны.
О них на днях подробно писала «Новая газета». Это Звиад Кобаладзе, который шел проведать свой дом в одном из югоосетинских сел, Деймури Чихладзе и Давид Капанадзе, заблудившиеся на чужой территории, и Григорий Арчуадзе, утверждающий, что был похищен. Суда над ними до сих пор не было, и даже обвинений им не предъявлено. Во встречах с родственниками отказывают.
В Грузии тоже под арестом, кроме тех троих осетинских парней, о местонахождении которых грузинская сторона сама не знает, как следует из ее ответов осетинам, еще более 20 граждан Южной Осетии. Такую цифру сегодня назвал Станислав Кочиев.
Некоторые, как справедливо отметил Раквиашвили, - это осужденные за преступления. Правда, в Цхинвале говорят, что у них достаточно свидетельств о том, как «пристрастно» велось против них следствие.
Но есть и те, кому в грузинских судах дали условные сроки, но не отпустили. Например, Ибрагим Лалиев и Лаврентий Казиев. Российская газета дает пояснение этому факту словами Утиашвили: «Готовился обмен. Осетины должны были выпустить наших грузинских граждан, это было еще в августе. Но в последний момент они нам отказали, и их пришлось оставить на нашей территории».
Как видно, грузинская сторона не гнушается методами удержания пленных с целью дальнейших обменов. И теоретически, сейчас Тбилиси мог бы согласиться на сделку. Но, во-первых, Раквиашвили подтверждает, что официального предложения из Цхинвала не поступало. Во-вторых, грузины считают обмен неравноценным. В-третьих, там уверены, что действия осетинских властей зависят от воли Москвы.
На счастье Грузии удалось на днях продемонстрировать свое великодушие по отношению к гражданам России. Во вторник в грузинском селе Земо Никози были задержаны три заблудившихся работника телецентра из Краснодара - Александр Барков, Александр Попов и Максим Березов. Тбилиси в тот же день при содействии миссии европейских наблюдателей их отпустил. Как комментировали в Грузии, это было что-то вроде урока по цивилизованному поведению для Южной Осетии, которая ведет себя варварски.
Впрочем, выпустили краснодарцев уже после заявления замминистра иностранных дел России Андрея Нестеренко, который возмутился задержаниями россиян и напомнил об участи полковника в отставке Павла Блиадзе. Тот приехал в Грузию в мае этого года повидаться с родными, а его заподозрили в шпионаже и арестовали, подбросив пистолет. И осудили на пять лет тюрьмы. Таким же образом, кстати, поступили и с еще одним гипотетическим «агентом» россиянином Владимиром Вахания, которого тоже осудили за хранение оружия.
Так что говорить о «цивилизованности» грузинских властей пока рано. Да и в Цхинвале, где журналистам даже боятся комментировать дело тирдзнисских подростков, тоже не все ладно. Кроме того, как утверждает Шота Утиашвили, матерям грузинских ребят начали названивать матери пропавших осетин, принуждая итак убитых горем матерей давить на правительство. Такие методы в решении конфликта явно неприемлемы. И пока ничто не указывает на близкое завершение этой эпопеи.