Выступая перед депутатами Европарламента во вторник 21 октября в Люксембурге, президент Франции Николя Саркози призвал Европу не ссориться с Россией из-за конфликта на Кавказе. Он отметил, что Дмитрий Медведев выполнил свои обещания.
Днем раньше, вслед за грузинским руководством, США обвинили РФ в невыполнении плана Медведева-Саркози. Помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид сказал, что соглашение о прекращении огня между Грузией и Россией предусматривает вывод российских войск на позиции, которые они занимали до 7 августа.
"Но Москва выполнила это соглашение лишь частично - вывела свои войска из подавляющего большинства "буферных зон", но не из Ахалгорского района, из одного из сел Сачхерского района, а также из Абхазского и Цхинвальского регионов", - отметил он.
Алхагорский район (так называют его грузины) находится на территории Южной Осетии и граничит с Грузией. Осетины называют этот регион на советский манер - Ленингорским. С начала конфликта в 90-х годах эта местность контролировалась грузинской стороной до 7 августа, когда в результате ее агрессии российская армия вынуждена была войти на территорию Грузии. Ее военные формирования покинули этот район, который вновь перешел под контроль Южной Осетии.
Глава МИД РФ Сергей Лавров отвергнул обвинения США и Грузии на том основании, что требование к России вывести миротворцев противоречит плану Медведева-Саркози: "Там записано, что мы выходим из районов, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, в эти районы вводятся наблюдатели Евросоюза. Ахалгори же находится в пределах границ Южной Осетии, соответственно, положения плана на него не распространяются".
Выступив в поддержку России, Саркози подчеркнул ее важную роль в мировом сообществе и отметил, что Европа не заинтересована в противостоянии с Москвой, провоцировать новую холодную войну было бы безответственно. Он напомнил о падении Берлинской стены и подчеркнул, что нельзя допустить возникновения новой стены. "Миру не нужен кризис между Европой и Россией, и мы должны защищать наши идеи, уважать целостность государств и права человека", - сказал президент Франции.
Именно при посредничестве Франции, как председателя ЕС, уже через четыре дня после начала конфликта удалось достигнуть соглашения о прекращении огня между сторонами, а затем вывода войск на позиции, которые они занимали до этого.
По словам французского лидера, кризис на Кавказе стал одним из наиболее острых вызовов для Европейского союза. «Европа должна быть справедливой и, если требуется, без колебаний выходить за рамки идеологии для восстановления мира. Она не должна терять самообладания и становиться соучастником новой «холодной войны», - подчеркнул Саркози. - Миру сегодня не нужен кризис в отношениях между Россией и Европой. Безответственно создавать условия для противостояния, в котором никто не заинтересован».
"Реакция России в грузинском конфликте была абсолютно диспропорциональной, - отметил он. - Однако я говорю именно о "реакции", поскольку этому предшествовали абсолютно неприемлемые действия".
Стоит вспомнить о том, какие большие надежды возлагали в Грузии на нового президента Франции. После его первой официальной встречи с главой Грузии последний не скрывал своего восторга: «Это была фантастическая встреча, - радовался Саакашвили, -ее результаты превзошли мои самые оптимистические ожидания».
Назвав Саркози «очень сильным политиком», грузинский лидер пояснил, что новый президент Франции демонстрирует настолько реалистичное видение и четко сформулированную позицию в отношении Грузии, какого до сегодняшнего дня не было ни у одного из лидеров Европы.
Вряд ли Саакашвили останется поклонником французского коллеги после его последних заявлений, в частности, о том, что вторжение Грузии в Южную Осетию было ошибкой.
Слова Саркози можно расценивать как еще один довод для инициирования судебного процесса над Грузией. В то время как шансов оправдать свои действия в Южной Осетии у нее становится все меньше.