По каким критериям самый влиятельный журнал в мире, коим признан Forbes, составлял свой рейтинг? Кстати, мировое признание журнал получил не только благодаря своим смелым расследованиям, но и поскольку публикует различные списки и рейтинги, в объективности которых мало кто сомневается. Наибольшую известность среди них получили список самых богатых людей мира и упомянутый выше рейтинг самых влиятельных людей планеты.
Итак, как сообщают СМИ, кандидаты на лидерство по влиянию в мире определялись по четырем критериям. Учитывалось насколько большим влиянием пользуется кандидат. Авторы рейтинга обращали также внимание на объемы финансовых ресурсов, которые находятся под контролем кандидатов на включение в рейтинг. Как пишет издание gzt.ru, важную роль играет такой показатель, как распространенность влияние кандидата по сферам деятельности. И, наконец, насколько активно кандидат использует свою власть.
Эксперты высказывают мнение, что именно этот последний пункт и стал определяющим для включения Путина в «могучую тройку». Так, сам Forbes называет Владимира Владимировича «русским самодержцем». Иллюстрацией тому, по версии Forbes, может служить то, как Владимир Путин «отправляет олигархов за решетку, вводит войска в соседние страны и время от времени перекрывает поставки газа в Европу». Выходит, что такие поступки российского премьера, за которые его жестко и далеко не всегда объективно критиковали за рубежом, вовсе не отпугивает, а, наоборот, даже привлекают Запад. Отметим, что в 2008 году другой американский журнал - Vanity Fair - назвал Путина самым влиятельным человеком в мире.
Что касается первенства президента США Барака Обамы, то это решение, как сообщают зарубежные журналисты, было единодушным. Ведь за время своего президентства он уже успел завоевать Нобелевскую премию. А, по версии журнала Time, он стал также «человеком года-2008».
В пятерку самых влиятельных персон, помимо вышеперечисленных, также вошли глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, разместившийся на четвертом месте, и основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж. Замыкает десятку лидеров списка основатель Microsoft Билл Гейтс. В десятку вошли также медиамагнат Руперт Мердок и саудовский лидер принц Абдулла бен Абдул Азиз аль Сауд.
Среди «антигероев» США тоже нашлись весьма влиятельные персоны. Журнал поместил в своем рейтинге на 37 место лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена, на 24-е главу Северной Кореи Ким Чен Ира и на 41-е - руководителя мексиканского наркокартеля Хоакина Гусмана. Последнее, 67-е место в списке влияния занял лидер Венесуэлы Уго Чавес.
Опубликованный список влиятельных людей мира, безусловно, - бальзам на душу россиянам. Ведь это, так или иначе, свидетельствует не только о влиянии премьера, но страны. Кстати, еще несколько лет назад изумлялись - за что русские любят Путина. Ведь, как писал итальянский журналист Серджо Романо в издании «Панорама», европейцы и американцы испытывают противоречивые чувства к Владимиру Владимировичу. Они не любят его уверенную походку вразвалочку, когда он появляется на публичных церемониях. Они считают его грозным и напористым. Журналист год назад посоветовал миру задуматься над этим феноменом.
По мнению Серджо Романо, для русских Путин является президентом-реставратором. Он восстановил государственную власть, прежде всего, там, где она была конфискована губернаторами регионов и приватизирована олигархами. То есть то, что нам (Западу) кажется неприемлемой формой злоупотребления властью (процесс нефтепромышленника Михаила Ходорковского, например) представляется им целительным возвращением к порядку и гарантией на будущее. То, что нам кажется симптомом авторитарного регресса (замена избранных губернаторов представителями, назначенными Кремлем), является решительным шагом, направленным против мелких феодальных государств, появившихся на периферии страны. Путин восстановил международный престиж России, - полагает итальянский журналист.
Вняли ли американские журналисты своему итальянскому собрату? Как знать. Но факт, остается фактом - Россия, как и ее премьер, уже не представляются иностранцам как непонятное явление. Возможно, они со временем придут к выводу, что хоть Россию трудно понять умом, но не любить невозможно.
Как ни странно, но харизматичный, со своими непревзойденными талантами артиста и пиарщика президент Грузии Михаил Саакашвили в рейтинг не попал. Скорее всего, он не отвечает ни одному из критериев - ни влиянием на огромное количество людей, ни наличием крупных финансовых ресурсов, ни могуществом в нескольких сферах одновременно, ни даже активным использованием своей власти (во благо стране и обществу).
Тем не менее, некоторые грузинские эксперты до сих пор уверяют, что Михаил Николаевич старался где-то подражать и в чем-то даже завидовал Владимиру Владимировичу. Не исключают, что он хотел стяжать лавры «грузинского Путина». Но в Грузии выстроить ту же властную вертикаль невозможно все из-за той же ментальности.
Нелишне вспомнить, что несколько лет назад известная грузинская балерина Нино Ананиашвили говорила, что если бы тогдашний президент Путин содействовал решению проблем и приехал в Тбилиси, то народ бы его на руках нес от аэропорта!
Да и сам Саакашвили всего за полгода до своей авантюры в Цхинвале приглашал Владимира Владимировича в Тбилиси. На встрече в Ново-Огарево, тогда вновь избранный президент Грузии уверял российского премьера, что готов «восстановить (добрые тенденции в отношениях с Россией) и если не начать с чистого листа, то придать новую энергию сотрудничеству».
Впрочем, известный грузинский политолог Рамаз Сакварлидзе недавно не преминул отметить, что если бы Путин все-таки приехал сейчас в Грузию, то его все равно носили бы на руках. Он выразил лишь сожаление, что руководство России вряд ли пойдет на такой шаг.
Тем не менее, даже сегодня, когда после августовских событий к Владимиру Владимировичу в Грузии относятся несколько настороженно, местные эксперты напоминают, что в одном из опросов рейтинг Путина был здесь довольно высок.