Все остались при своем - таков не радующий итог восьмого раунда женевских переговоров. По его окончанию посредники от ООН, ЕС и ОБСЕ заявили, что дискуссии идут верным путем, а ситуация в регионе стабилизировалась. С этим не согласилась Россия и Южная Осетия, заявив о подготовке Грузией новой агрессии. Тбилиси в свою очередь обвинил Москву в отсутствии прогресса на переговорах. Переговорами в Женеве остались довольны, пожалуй, только международные наблюдатели от ООН, ЕС и ОБСЕ.
Главным вопросом была разработка соглашения о неприменении силы, а также некоторые базовые предложения по «архитектуре» безопасности. Прогресса достичь не удалось, но, тем не менее, спецпредставитель генсека ООН по Грузии Йохан Вербеке отметил на пресс-конференции, что в целом участники дискуссий идут «верным путем», сообщает ИТАР-ТАСС.
Спецпредставитель ЕС по кризисным вопросам в Грузии Пьер Морель, в свою очередь, назвал состоявшиеся сегодня консультации «сессией углубленного понимания», отметив, что «вопросы неприменения силы и соглашений в области безопасности - это сердцевина проблемы».
Действительно, переговорщики споткнулись именно на этот краеугольный камень. Причем сам договор еще даже не обсуждался. Речь шла о новых принципах обеспечения безопасности, передоложенных европейцами.
Как поясняет замглавы МИД России Григорий Карасин, «далеко не во всех аспектах стороны сошлись во мнении, потому что слишком разными представляются модальности выхода на эти договоренности, скажем, с грузинской или южноосетинской и абхазской стороны».
В Грузии же Абхазию и Южную Осетию «сторонами» конфликта и готовящегося соглашения не считают. По словам главы грузинской делегации замминистра иностранных дел Гиоргия Бокерия, Россия сама заблокировала подготовку мирного договора, когда отвергла новые предложения по механизму безопасности и потребовала двухмесячный срок для разработки своих замечаний.
Грузинская делегация представленный сопредседателями документ поддержала.
«Россия требовала, чтобы был оформлен документ о неприменении силы. Но, когда дело реально дошло до разработки новой архитектуры, компонентом которой будет неприменение силы, оказалось, что реально Россия этого не хочет», - пояснил Бокерия.
Грузинские делегаты акцентировали внимание европейцев на проблемах, которые возникают вдоль границ с непризнанными Тбилиси новыми государствами. Тут и опровергнутый накануне «беспредел» российских пограничников в Абхазии. И так называемое «похищение детей», по свидетельству осетинской стороны, пойманных с гранатами в Цхинвале.
За освобождение ребят взялся лично Михаил Саакашвили. Способствовать разрешению этого конфликта обещал и Григорий Карасин накануне поездки в Женеву. Однако достигнуть согласия осетин на переправку ребят в Грузию и расследование инцидента оттуда не удалось, несмотря на посредничество европейцев, России и США.
Руководитель делегации из Цхинвала Борис Чочиев вновь заявил, что у грузинских подростков были гранаты и взрывчатые вещества. «Их уже дважды навестили представители Международного комитета Красного креста, такая возможность будет и у их родственников. Но что делать тем осетинским родителям, которые даже не видели своих детей», - напомнил он о похищенных в прошлом году осетинских 17-20-ти летних парнях - Хугаеве, Хачирове Плиеве, а также Икаеве и Кабисове.
Осетины, по словам Бокерия, не захотели пустить на свою территорию европейских следователей для выяснения обстоятельств задержания детей. Чочиев подчеркнул, что не верит в «независимость» подобного расследования. «Мы объявляем недоверие Евросоюзу и другим международным организациям за их прогрузинскую политику», - отметил глава осетинской делегации.
Гига Бокерия пообещал продолжить «давление со всех возможных трибун, в первую очередь, на Россию, чтобы заставить их освободить этих детей». А осетинская сторона поставила ультиматум: если до следующей встречи в Эргнети Тбилиси не предоставит информацию по пропавшим жителям республики, то Цхинвал откажется от дальнейшего участия в механизме по предотвращению и своевременному реагированию на инциденты.
Россия и Цхинвал постарались внушить международным посредникам, что говорить о стабилизации ситуации в регионе рано. Хотя с приходом российских пограничников количество провокаций на границах Грузии уменьшилось, угроза новой войны осталась. Карасин заявил, что над непризнанными республиками снова стали появляться беспилотные летательные аппараты Грузии.
А Чочиев отметил, что ее военный потенциал восстановлен до того уровня, на котором находились вооруженные силы этой страны к августу 2008 года. «По данным достоверных источников, Грузия намерена оборудовать в ближайшее время военную базу в населенном пункте Церовани (вблизи от Ленингорского района Южной Осетии)», - сообщил он. Кроме того, грузины, по его данным, строят фортификационные сооружения вблизи грузино-осетинской границы. «Мы уже наблюдаем в некоторых районах вырытые траншеи глубиной 3-4 метра и шириной 3 метра», - сказал он.
Южная Осетия и Россия призывали участников дискуссий не упускать из виду выводы комиссии Тальявини, согласно которым Грузия признана виновницей перехода конфликта в «горячую стадию». Однако грузинская сторона во вчерашнем заявлении МИД снова объявила себя «жертвой агрессии». И потребовала для себя гарантий безопасности от российской армии.
Сопредседатели от ООН, ОБСЕ и ЕС тоже читали доклад. И решили, что из него надо извлечь «полезные уроки», которые помогут в «создании более стабильного будущего». Как сказал накануне спецпредставитель на Южном Кавказе Питер Семнеби, европейцы в прошлом году недооценивали предвоенные риски. «Может быть, если бы до войны у нас было более значительное присутствие в регионе, это сыграло бы свою роль», - заявил он газете «КоммерсантЪ».
Действительно, если бы наблюдатели, которые присутствовали в Грузии до войны, непредвзято относились к обстановке, жертв августа можно было бы избежать. Стоило лишь адекватно отреагировать на сообщения осетин о сосредоточении грузинских войск на границе с Южной Осетией, на предупреждения России по поводу растущего военного могущества Тбилиси и поставок вооружений в Грузию.
История повторяется? Посмотрим, что будет сделано к девятому раунду переговоров, намеченному на 28 января.