Дмитрий Джаиани накануне обвинил грузинские власти в гонениях на Сухумский театр и объявил, что будет искать политическое убежище в Европе.
Как он заявил на пресс-конференции в Доме актера, на него постоянно оказывают давление Министерство культуры и депутаты парламента от большинства. Они требуют, чтобы он ушел из театра. «Меня фактически сняли с должности, хотя официального подтверждения пока не существует. Ко мне официально подослали некое лицо с тем, чтобы я написал заявление об отставке», - рассказал он.
Вместе с тем депутат Гия Роинашвили, по словам Джаиани, пообещал, что в ближайшее время он не будет направлен в отставку, и просил не поднимать шума. Однако актера обвинили в том, что он наркоман и заставили пройти обследование.
Чувствуя, что кончится это все плохо, руководитель грузинской труппы Сухумского драматического театра решил обратиться за помощью к иностранным дипломатам.
«Я поговорил с нашими актерами и мы приняли решение - если кампания нашего преследования и уничтожения продолжится, мы обратимся к дипломатическому корпусу и будем просить политического убежища в любой европейской стране, кроме России и станем дважды беженцами. Первый раз нас выгнали из собственных домов, а сейчас гонят и из собственной страны», - заявил Джаиани, как передает портал «Наша Абхазия».
За 20 лет Сухумский театр «в изгнании» так и не обзавелся собственным зданием и ютится в Доме актера, посетовал его руководитель.
Джаиани поставил себя в один ряд с несколькими известными в сфере культуры Грузии людьми, уволенными в последнее время по политическим мотивам. Он упомянул Кети Долидзе, которую сняли с должности художественного руководителя Тбилисского театра киноактера за участие в оппозиционных акциях, и дирижера Зазу Азмаипарашвили, которого уволили из театра оперы и балета.
По словам Джаиани, «если бы сейчас был 37-й год, их расстреляли бы также, как расстреляли тогда Тамар Абакелия, Евгения Микеладзе и Сандро Ахметели».
Судьба Зазы Азмаипарашвили вызвала особенно оживленное обсуждение участников пресс-конференции.
Дело в том, что его лишили поста почти сразу после того, как он дирижировал оркестром на благотворительном концерте фонда «Иавнана» Пааты Бурчуладзе. А этот оперный певец записан в Грузии в «предатели» после благотворительного сентябрьского концерта с его участием в Москве.
Сам Заза Азмаипарашвили узнал о своем освобождении с должности художественного руководителя и главного дирижера Тбилисского театра оперы и балета из СМИ.
«Мне никто не звонил из министерства культуры и не говорил, что я освобожден с должности. Я знаю все это только на уровне слухов», - заявил он два дня назад агентству «ИнтерпрессНьюс». На вопрос, связанно ли это с выступлением на концерте «Иавнана» 20 октября, ответил: «Меня ничего не удивит».
Как позже пояснила представитель министерства культуры по связям с общественностью Софио Хунцария, должность главного дирижера ... упраздняется.
«Заза Азмаипарашвили освобожден с должности, но ему объявлена благодарность за проделанную работу. Оперный театр вскоре должен закрыться на ремонт, поэтому было принято решение о том что, когда будут проводиться концерты и спектакли, оркестром будут руководить приглашенные дирижеры», - отметила Хунцария.
Азмаипарашвили пришел в Тбилисский театр оперы и балета в 2004 году. До этого много лет дирижировал симфоническим оркестром Грузинского радио и телевидения, а с 1991 преподавал в Тбилисской государственной консерватории на кафедре оперной подготовки.
Но все это, получается, не смогло перевесить его единственный «проступок» - участие в концерте, организованном Бурчуладзе.
Певец пригласил в Тбилиси таких звезд мировой оперы, как Марко Берти и Роберто Аронике, выступающие в Нью-Йоркской Метрополитен опере, «Ла Скала» и лондонском «Ковент-Гардене». Вся прибыль от концерта должна пойти на помощь сиротам и детям, пострадавшим в результате августовской войны 2008 года.
Однако после того, как Бурчуладзе полили грязью за поездку в Россию, уже ничто, видимо, не оправдает его в глазах оголтелых сторонников правящей элиты с ее призывом «Забыть о России». В Грузии даже поползли слухи, что теперь фонд «Иавнана» будет закрыт, и его заменит создающийся фонд певицы Нины Цкриалашвили. Бурчуладзе опроверг эти слухи и призвал общественность «быть добрыми и любить друг друга».
Джаиани хорошо вписывается в этот ряд «отверженных». Весной этого года он поддался всеобщему порыву сместить натворивших бед правителей, которые окончательно перечеркнули надежды Сухумского театра на возвращение на Родину.
В мае на одном из митингов Джаиани предлагал политикам и общественным деятелям взять власть в свои руки. Хотя бы до назначения новых выборов. Подобное от человека, получающего зарплату из грузинского бюджета, просто так с рук не сходит.
Правда, вчера поздно вечером, когда скандал уже смаковали газеты, министр образования и культуры так называемого «альтернативного правительства Абхазии» Дали Хомерики успокоила общественность. Театр закрывать никто не собирается, напротив, его финансирование увеличено со 160 до 280 тысяч лари, - сообщила она.
Что касается самого Джаиани, то вопрос его освобождения с должности, по ее словам, тоже «не стоит на повестке дня».
А беспокойство актера она объяснила тем, что, принимая должность, начала детальное изучение деятельности подчиненных. Посмотрела личные дела сотрудников - а там нет справок из наркодиспансера. Не порядок, мол. Вот и потребовала таковые предоставить.
«И не понимаю, почему возник такой ажиотаж, будто кто-то кого-то обвиняет в наркомании», - удивилась Хомерики. Зато теперь понятно, что поводом для увольнения Джаиани может стать отсутствие очередной справки. Или власти побоятся слишком громкого резонанса на всю Европу, как пообещал руководитель Сухумского грузинского театра?