Недели две назад мысль о необходимости отделить зерна грузинского достоинства от плевел президентских преступлений озвучил лидер НПО «Национально-христианское движение Грузии» Георгий Андриадзе. Он заявил, что «объектом критики миссии Тальявини вместе с президентом Саакашвили будет и народ Грузии».
По его словам, именно так было в бывшей Югославии, когда международная следственная комиссия обвинила в преступлениях не только президента Слободана Милошевича, но и сербский народ, отстаивавший территориальную целостность страны.
«Есть опасность, что миссия Тальявини объявит агрессором и преступником не только Саакашвили, но и тех грузин, которые поддерживают территориальную целостность страны», - сказал он. «Видимо, такой критики не избежать, поэтому народ Грузии должен отмежеваться от Саакашвили», - сделал вывод общественный активист.
Его рассуждения упали на благодатную почву. Уже полгода грузинская оппозиция безуспешно пытается избавиться от опозорившего и раздробившего страну президента. Теперь, когда в Европе все уже уверились благодаря экспертам международной комиссии, что нападение на Цхинвал не было оправданным, фигура Михаила Саакашвили во главе Грузии стала еще более компрометирующей.
И затихшая в последнее время оппозиция взбодрилась. Сначала лидер «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе призвала коллег снова попробовать договориться и пойти против президента единым фронтом. Но это предложение было старо, как мир.
И тогда лидер движения «Защити Грузию» Леван Гачечиладзе воспользовался подсказкой Андриадзе. И собрал вчера всю оппозицию в гостинице «Редиссон-Сас Иверия».
В пресс-релизе к мероприятию указывалось, что в Грузии начинается кампания «отделения Грузии от президента Михаила Саакашвили». «Раз и навсегда надо осудить Саакашвили и его режим», - заявили организаторы и призвали граждан страны поддержать эту акцию.
«В результате заключения «комиссии Тальявини» стало ясно, что государственность Грузии встала перед опасностью. Мир должен знать, что Саакашвили и его команда - это не Грузия», - сказано в обращении.
Открывая встречу в высотном гостиничном здании Леван Гачечиладзе заявил, что после доклада Тальявини государственность Грузии стоит перед гамлетовским выбором - «быть или не быть».
«Сегодня я не намерен обсуждать вопрос, кто начал войну, но то, что произошло в августе, не было волей грузинского народа, и конфликт был спровоцирован ошибочными шагами властей. Данное заключение, в отличие от грузинской прессы, в полном объеме было освещено в международных СМИ. Заключение вынесло вердикт не только Саакашвили, но и всему государству», - заявил он.
С этим умозаключением участники встречи спорить не собирались.
Но далее разговор на встрече пошел о путях борьбы с теми, кто воплощает сегодня напортачившее государство. И вот тут оппозиция снова споткнулась о давний спор: ждать выборов или идти на радикальные акции протеста.
Генеральный секретарь «Движения за единую Грузию» Эка Беселия заявила, что пора уже выяснить, кто готовится пойти к Саакашвили, а кто к радикальной борьбе, сообщило GHN.
«Для нас каждая минута важна. Мы должны определиться, что и как должно быть спланировано», - торопила она раскачивающуюся половину осени оппозицию.
Ее полностью поддержала лидер «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Она не видит иного выхода для Грузии, кроме как всем «встать вместе и вынудить руководство, чтобы оно поскорее ушло». Она не отказала коллегам в праве выбирать свои пути борьбы. Но задала вопрос: будут ли эффективными другие пути?
Вопрос этот абсолютно не смущает ни представителей движения Зураба Ногаидели «За справедливую Грузию», ни лидера «Альянса за Грузию» Ираклия Аласания, которые хотят участвовать в муниципальных, а когда придет срок - в парламентских и президентских выборах. То, что его позиция в корне отличается от большинства других радикальных партий, он не считает непреодолимым препятствием к объединению.
Можно, в конце концов, провести праймериз, и выбрать одного человека, который, конечно, не будет выражать все оппозиционные мнения сразу, но хотя бы - мнение большинства. Эту идею на встрече в гостинице «Рэдиссон» продвигал лидер «Партии народа» Коба Давиташвили. Он также подчеркнул, что сам - сторонник борьбы на выборах и примет в них участие.
По итогам собрания оппозиция добилась лишь одного - согласия подписать своеобразный «пакт о ненападении» между непарламентскими партиями, чтобы они не критиковали друг друга.
Договориться о методах борьбы не удалось. Правда, решено было создать некий документ, где будут прописаны все позиции и намечен план действий. Но если в устной дискуссии консенсус не был найден, каким таким чудесным образом он родится на бумаге?
Побочным эффектом этой встречи стала... обида журналистов. Всех репортеров, кроме представителей телеканала «Маэстро», организаторы встречи удалили незадолго до ее окончания.
Таким образом они хотели восстановить справедливость: дать право на эксклюзивные кадры в прямом эфире частной телекомпании и лишить этого права те каналы, на которых Гачечиладзе ранее безуспешно добивался права прямых включений с оппозиционных акций.
Вряд ли это будет способствовать популяризации идеи Гачечиладзе. Пока что «отмежевание от Саакашвили» осталось красивой фразой.