В Тбилиси эмоционально отреагировали на заявление главы ФСБ России Александра Бортникова. Напомним, накануне, на заседании Национального антитеррористического комитета он отметил, что «обнаруженные у боевиков аудиоотчеты свидетельствуют о том, что ими совместно с эмиссарами «Аль-Каиды» установлены контакты с представителями спецслужб Грузии, при участии которых организованы подготовка и переброска террористов на территорию Чеченской республики».
МИД Грузии назвал абсурдными эти обвинения, более того заявил, что подобные заявления нужны, «дабы максимально накалить обстановку у границ Грузии и создать желаемый фон для осуществления военных провокаций против мирного демократического государства». Вице-спикер парламента Паата Давитая назвал слова Бортникова «ничем не обоснованными» и отметил, что на территории Грузии «нет боевиков и террористов», сообщило радио «Свобода».
Политик предположил, что подобные заявления делаются в Москве в свете переговоров с Хилари Клинтон. «Однозначно видно, что Россия ничего не собирается уступать... и Россия пытается представить все так, что якобы грузинская сторона совершает какие-то провокации», - цитирует вице-спикера парламента агентство «Новый регион».
Когда эмоции улеглись, настало время конструктивных инициатив. Христиан-демократы (парламентская оппозиция) предложили создать рабочую группу для мониторинга Панкисского ущелья. Но председатель парламента Давид Бакрадзе отверг это предложение.
Лидер оппозиционного «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания предложил властям организовать поездку дипломатов и журналистов в Панкиси. Аласания не разделяет обвинений российской стороны и называет их «абсолютно безосновательными». Однако он опасается, что эти обвинения ударят по имиджу Грузии. Поэтому он и выступил со своей инициативой.
Напомним, что именно в бытность Аласания заместителем министра госбезопасности проводилась контртеррористическая операция в Панкиси. Министерство госбезопасности Грузии тогда не передало российской стороне информацию о маршруте, по которому боевики покинули ущелье. С тех пор обвинения в адрес Грузии в пособничестве боевикам со стороны России звучали неоднократно. Так, в минувшем июле председатель конфедерации кавказских народов Заал Касрелишвили заявил, что в Панкисском ущелье в Грузии около границы с Чечней находятся около сорока боевиков, которые здесь собрались для переброски в Чечню и Ингушетию. Грузия и тогда опровергла все обвинения.
Хотелось бы надеяться, что инициатива Аласания получит поддержку. Тогда, надо полагать, журналисты и дипломаты смогли бы сами проверить: есть ли на территории Грузии боевики.
Почему, однако, все обвинения валятся на Грузию? Ведь рядом с Чечней есть и другие государства, в том числе мусульманские. Им, вроде бы, сподручнее помогать единоверцам. Надо полагать, причин таких несколько.
Так, славящийся ораторскими способностями Михаил Саакавшили не раз заявлял, что «России отольются мышкины (а может и Мишкины?) слезки»: мол, за признание Абхазии и Южной Осетии придется расплачиваться сепаратистскими настроениями на Северном Кавказе. А недавно грузинские СМИ сообщили, что медиапространством Грузии заинтересовался Березовский для создания русскоязычного канала в целях пропаганды и для поддержки антироссийских сил на Северном Кавказе.
Резонно звучат и предположения грузинских экспертов о том, что российские спецслужбы выбрали Тбилиси в качестве «мальчика для битья», дабы оправдать собственные промахи. Ситуация на Кавказе сложная - то взрывы, то стрельба. Кто виноват? Получается, опять Грузия, а не спецслужбы, которые проворонили террористов с автоматами и килограммами тротила.
К тому же у Грузии в этом вопросе подмочена репутация. История ведет к уже далеким девяностым, когда молодые политики только мечтали о «революции роз». После второй военной компании в Чечне у границ Грузии скопились тысячи беженцев. Дабы не обострять и без того сложную ситуацию в стране, поскольку в Панкиси живут кистинцы (потомки чеченцев, переселившихся 19 веке в Грузию), Шеварднадзе решил открыть границы. В итоге в Грузии помимо женщин и детей, бежавших от войны, оказались и чеченские боевики.
Шеварнадзе отказался тогда допустить российских военных, чтобы они «зачистили» ущелье. Разразился очередной скандал с Москвой. Россия ввела визовый режим с Грузией. Тогда российские и западные СМИ писали, что президент соседней страны - Гейдар Алиев - переиграл Седого лиса (так называют Шеварднадзе). Ведь в ту пору Россия предъявляла обвинения в пособничестве торрористам двум соседним республикам - Грузии и Азербайджану.
Эдуард Амвросиевич то ли в обиде на Россию, то ли будучи не в настроении как-то назвал одного из боевиков Руслана Гелаева, который долгое время лечился после ранений в Грузии, образованным человеком. (Потом он, правда, пытался исправить положение: «Да, я действительно назвал Руслана Гелаева образованным человеком. По моим данным, это действительно так. Но разве мало образованных преступников, сколько угодно их можно перечислить. У нас немало случаев, когда образованные люди сидят в тюрьмах и отбывают наказание за конкретные преступления».)
А глава Азербайджана дерзить первопрестольной не стал. Спецслужбы республики отправили в Москву список с фамилиями боевиков, которые действительно проникли на их территорию, но уже исчезли в неизвестном направлении. Правоохранительные органы Азербайджана задержали тогда и передали России нескольких не очень известных чеченских боевиков. Это выгодно контрастировало с позицией соседней Грузии.
Как отмечали тогда аналитики, Азербайджан уступил сомнительную славу «главной тыловой базы чеченских боевиков» соседней Грузии. В конце концов, проблема была решена. Грузия в 2002 году провела антитеррористическую зачистку своей территории. Но сомнительное прошлое все время аукается Грузии. Вот бы грузинским политиком да восточную мудрость своего соседа...
Единственное, в чем сегодня, пожалуй, сходятся и в Москве, и в Тбилиси -это то, что ныне едва ли не единственным связующем звеном между странами остается единоверие и церковь. Стоит ли православным грузинам вмешиваться в дела ваххабитов? Если и можно предположить, что на такой сговор способен кто-то из политиков (с тем, что политика - грязное дело, спорить никто не будет), то уж простые люди в Грузии точно стараются жить по христианским обычаям.
Кстати, российский аналитик, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов недавно отметил: в ближайшее время может возникнуть проблема радикального исламизма на Северном Кавказе. Тогда Москва и Тбилиси будут выступать уже партнерами.