GeorgiaTimes беседует по этому поводу с экспертом российского Центра политических технологий Сергеем Михеевым.
«Дни НАТО» совсем вскружили голову грузинам. Газеты подхватывали лестные слова гостя - спецпредставителя альянса на Кавказе и Центральной Азии Роберта Симмонса. Молодые люди кидали шары в сторону Турции, приветствуя уже «посвященного» в североатлантический «орден» соседа. Чиновники заверяли, что желанная цель близка, как никогда.
Симмонс проверял, насколько качественно Грузия выполняет Национальную программу по сближению с НАТО. Этот правительственная проект стал неким заменителем ПДЧ, в котором Грузии, как и Украине, было отказано на декабрьском саммите НАТО в 2008 году.
Ревизор остался доволен, хотя ничего определенного не сказал. Как отметил в интервью Би-Би-Си грузинский эксперт Ираклий Адалашвили, Симмонс произнес «дежурные слова, что НАТО приветствует стремление Украины и Грузии по интеграции в альянс».
«Но когда это будет, конкретно никто не говорит. А после августовской войны этот вопрос стал еще более трудным. Что же касается настроения населения Грузии, надо сказать, что уже есть в этом какое-то разочарование. И, конечно, никто не хочет, чтобы было напряжение. Наоборот, надо политически урегулировать отношения с Россией и с другими государствами, потому что еще одну войну никак нельзя допустить», - высказал эксперт «народную» точку зрения.
Но нельзя не заметить, что власти это мнение полностью игнорируют. Они продолжают рваться в НАТО, несмотря на то, что это вызывает гнев России и ухудшает положение народа.
Более того, по итогам визита Симмонса госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе заявил, что Грузию, возможно, примут в Альянс и без предоставления «Плана действий по членству». По его словам, «консультации по этому поводу уже идут, и, если такое решение будет принято, начнется рассмотрение вопроса членства Грузии без ПДЧ».
Георгий Барамидзе пояснил, что этот разговор зашел после того, как оценочная миссия альянса во главе с Симмонсом убедилась в успешном выполнении Грузией программ по сотрудничеству и сближению с НАТО. Ради такого «бонуса» не жалко послать в Афганистан и еще несколько батальонов грузинских парней!
«По нашей информации, оценочная миссия международной службы отношений Грузия-НАТО довольна теми шагами Грузии, которые были осуществлены на протяжении года, и которые предусмотрены национальной программой и подразумевают сближение Грузии с альянсом», - подтвердил сегодня слова Барамидзе заместитель главы МИД Грузии Давид Джалагания на традиционном брифинге по понедельникам, передает GHN.
Миссия в конце октября намерена представить соответствующий отчет совету альянса. «Вместе с заключением, в ходе Совета альянса для нас озвучат рекомендации, связанные с национальной программой на 2010 год», - заявил Джалагания.
Надо сказать, что у Грузии действительно есть возможность присоединения к альянсу через «другие механизмы», под которыми экс-госсекретарь США Кондолиза Райс на брюссельском саммите 2008 года и подразумевала нацпрограммы. Польша, Венгрия и Чехия в свое время вошли под крыло НАТО, как только достигли необходимых критериев, без предоставления ПДЧ.
Но в реальности Грузии все также далеко до желанного членства. Как считает эксперт российского Центра политических технологий Сергей Михеев, последние заявления грузинских чиновников - это блеф. «Михаилу Саакашвили необходимо поддерживать перспективу вступления в НАТО. В противном случае вся его политика лишается смысла. Поэтому грузинские власти периодически оживляют эту тему новыми заявлениями. Хотя вряд ли им кто-то еще верит», - отметил политолог в интервью GeorgiaTimes.
По словам Михеева, вступлению Грузии мешают, прежде всего, военно-политические последствия прошлого августа. Во-первых, говорит эксперт, страна публично признана инициатором войны в Южной Осетии. Во-вторых, в Грузии неустойчивая внутриполитическая ситуация.
И третье - это «неурегулированность границ, причем в радикальной форме, когда появились два независимых государства, которые Тбилиси не признает, а Россия признает», отметил Михеев. Если «брать» Грузию, то вместе с Абхазией и Южной Осетий наводненными российскими войсками? А если без, разве Грузия согласится?
Кроме того, НАТО сейчас вовсе не хочет ссориться с Москвой. Как заявил в своей инаугурационной речи в ранге генерального секретаря НАТО Андрес Расмусен, важно, чтобы Россия «стала равноправным соучастником европейской и мировой безопасности».
Правда, спецпредставитель НАТО Симмонс продемонстрировал чиновникам в Тбилиси равнодушие к пожеланиям северного соседа Грузии. «Россия не сможет наложить вето на стремление какой-либо страны вступить в ряды альянса», - заявил он.
Но многие эксперты отмечают, что линия фронта в современном мире проходит не между Востоком и Западом, а между Югом и Севером, и участие России в обороне западной цивилизации необходимо. Симптоматично, что на днях британское издание «Таймс» вновь запустило в оборот обсуждение темы присоединения России к НАТО.
Надо сказать, что в Москве тоже предпочитают продолжать диалог и согласились возобновить работу Совета Россия-НАТО. В данный момент стороны обсуждают возможность участия российских войск в операциях НАТО в Афганистане.
Но это далеко не то же самое, что вступление в блок, полстолетия противостоявший СССР, правопреемницей которого стала Россия. Вместе с долгами и компартией, она унаследовала и настороженное отношение к НАТО. Да и в Брюсселе действуют антироссийские силы, которые ни за что не позовут в альянс Россию. Сама же она проситься и покоряться натовским и европейским стандартам не собирается.
«Это невозможно по очень многим причинам, которые не раз обсуждались», - сказал российский политолог Сергей Михеев. В данном случае, по его словам, речь идет об игре, в которую с Россией играют западные страны.
Бывший министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили в интервью газете «Резонанси» заявил, что высказанные в статье «Таймс» соображения дальше благих пожеланий не простираются.
«Россия уже имеет формат равноправного сотрудничества с НАТО в виде Совета НАТО-Россия, но, несмотря на это, российское руководство в лице НАТО видит враждебно настроенную силу, в чем и состоит суть проблемы. Что касается новой архитектуры европейской безопасности, которую выдвигает Москва, Запад в связи с этим вопросом еще не получил от России четких предложений и до сих пор ждет их», - отметил он.
А что может выбрать НАТО, если встанет перед дилеммой - прием Грузии или сотрудничество с Россией?