Нынешние власти Грузии с выбранного курса - на Запад и в НАТО - сворачивать не собираются. Смотрят за океан и все оппозиционные политики.
Даже за позицию нейтралитета в единственном числе выступает разве что руководитель политобъединения "Имеди" Ирина Саришвили. На внеочередных президентских выборах в 2008 году она набрала - 0,19 процента голосов.
Сегодня, как и тогда, она заявляет, что "Грузия должна проводить политику нейтралитета, она не должна быть колонией какой-либо державы - ни колонией России, ни колонией США».
Других сторонников нейтралитета в пестром политическом спектре Грузии не наблюдается.
Лейбористы, которые неоднократно протестовали против размещения каких-либо военных объектов США в стране, призывают отказаться от курса на вступление в НАТО и любые другие военные блоки, в том числе в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Однако, как заявил лидер этого политического объединения Шалва Нателашвили, «политика неприсоединения не означает объявление Грузией нейтралитета». Предложения лейбористов больше похожи на постулаты сбалансированной политики. Но, как известно, даже у Эдуарда Шеварднадзе это не очень получилось. «От других стран мы отличаемся тем, что находимся в центре всех событий - Грузия является связующим звеном между азиатским континентом и Европой», - нашел объяснение Эдуард Амвросиевич.
Один из его учеников, лидер оппозиционной партии «За справедливую Грузию» Зураб Ногаидели, неоднократно заявлявший о необходимости урегулирования отношений с Россией, тоже считает, что Грузии "пока рано думать об объявлении нейтралитета». «Может быть, когда-нибудь и встанет вопрос об объявлении Грузии нейтральным государством, но думаю, что это вопрос отдаленного будущего», - заявил он в одном из интервью.
В последнее время обострились дискуссии не только относительно политического курса страны, но и по поводу вероятности размещения американских баз.
После заявления зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов США Джеймса Картрайта о размещении элементов системы ПРО «поближе к Кавказу» вместо Польши и Чехии, большинство грузинских политиков считают, что сейчас самое время повыгоднее продать территорию Грузии США. Они полагают, что Грузия является подходящим местом для элементов ПРО, поскольку с ее территории можно эффективнее защититься от ракет средней дальности. http://www.georgiatimes.info/interview/21683.html
В Белом доме пока никак не конкретизируют, где именно «поближе к Кавказу» будут дислоцироваться радары. Российские эксперты и многие грузинские аналитики утверждают, что раскрывать «европейский зонтик безопасности» в Грузии американцы не будут.
Комментарии Пентагона лаконичны: сейчас Вашингтон ведет поиск партнеров, которые бы могли установить на своей территории новые, более совершенные радары, датчики и ракеты-перехватчики.
Нужно отметить, что в Москве отказ администрации Барака Обамы от размещения элементов ПРО в Европе восприняли позитивно. Так, замминистра обороны Владимир Поповкин уже назвал его "победой разума над амбициями" и пообещал отказаться от дислокации ракет "Искандер" в Калининградской области. Об оттепели свидетельствовало и предложение генсека НАТО о совместной работе России, США и НАТО в области противоракетной обороны.
Однако буквально накануне помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Александр Вершбоу в ходе встречи с председателем комитета Госдумы по обороне Виктором Заварзиным назвал "слишком оптимистичной" реакцию российских СМИ на решения Америки по вопросу ПРО. Об этом сообщает интернет-портал РБК со ссылкой на пресс-службу главы думского комитета.
«Развитие американской системы ПРО будет продолжено. В этом даже нет никаких сомнений. Но в каком направлении и какая роль будет отведена России - в этом еще предстоит разобраться», - добавил Заварзин.
В Грузии не скрывают злорадства, иронизируя, что «медовый месяц» России и США подходит к концу. Как будет проходить перезагрузка Москвы и Вашингтона дальше - покажет время. По крайней мере, в вопросе Грузии ни одна из держав на уступки идти не готова.
Достигнуто сотрудничество по глобальным вопросам, так что противоречия по Грузии - не принципиальны, убеждены многие эксперты.
Однако 23 сентября, когда президент Михаил Саакашвили находился в Нью-Йорке, грузинская газета «Резонаси» сообщила, что в Пентагоне готовится проект соглашения, которое предусматривает размещение американских военных баз в Грузии. Этот проект, якобы лоббирует группа американских конгрессменов, представляющих Республиканскую партию, и бывший вице-президент США Дик Чейни. Предположительно, в 2011 году Пентагон внесет этот проект в Конгресс.
Грузинский МИД не комментирует появившиеся в ряде СМИ сообщения о том, что через несколько лет в Грузии могут быть дислоцированы американские военные базы.
Новый импульс дискуссиям придал экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. На днях он выразился однозначно и лаконично: «Эти базы ничего Грузии не принесут. Они не решат тех проблем, которые стоят перед страной».
Нужно отметить, что к позиции «седого лиса» мало кто прислушивается ныне в Тбилиси. К тому же западный вектор грузинской политике задал сам Эдуард Амвросиевич. Однако ему удавалось балансировать.
Примечательно, что его соратник, бывший премьер Тенгиз Сигуа, высказался за наличие в стране американских военных баз. В интервью газете «Ахали таоба» он отметил: "Я считаю, что если встанет вопрос о размещении военных баз США в Грузии, то военные корабли США или НАТО должны быть размещены в Батуми и Поти. Также следует создать сухопутную военную базу США или НАТО в Грузии".
США о планах насчет баз не распространяются. Сегодня Белый дом вновь дал понять, что его позиция по Грузии неизменна, и на нее не может повлиять и доклад международной комиссий ЕС по итогам войны. Российские эксперты полагают, что ни о какой «перезагрузке» не будет и речи, если в Вашингтоне будут рассматривать вопрос о базах в Грузии.
Так или иначе, остается фактом, что российско-американские отношения переходят в активную фазу, но в сторону потепления или обострения - покажет ближайшее будущее. Что касается Грузии, ситуация, как считают эксперты такова: «Мир невозможен, война нереальна». Как долго можно продержаться в таком состоянии невесомости? Это точно зависит не от маленькой Грузии.