Вчерашней встрече в селении Эргнети Горийского района на границе Грузии и Южной Осетии предшествовал взрыв. Как сообщила Civil Georgia, во время патрулирования недалеко от Двани Карельского района Грузии подорвался на мине полицейский пикап. Жертв не было, но некоторую напряженность во время переговоров взрыв создал. А ведь встречи в Эргнети проводятся именно для того, чтобы предотвращать подобные инциденты.
И все же председательствующему на переговорах главе миссии наблюдателей от Евросоюза Хансу-Йоргу Хаберу показалось, что на этот раз договариваться было легче, чем предыдущие пять встреч. «Не могу сказать, что была трудная встреча. Мы достигли небольшого прогресса. Появились идеи. Как можно преодолеть в будущем препятствия, это покажет время», - заявил он.
По его словам, участники встречи договорились совместно расследовать подрыв грузинской полицейской машины. Обсуждались, как удовлетворенно отметил Хабер, и проблемы пересечения границы местными жителями, и вопрос об освобождении Цхинвалом грузинских заключенных. Эти селяне из Мосабруни Ахалгорского района были задержаны осетинской стороной за незаконную вырубку и вывоз леса. В общем, глава миссии Евросоюза остался доволен, как много тем было поднято.
Но главные участники переговоров отнюдь не считают, что был достигнут какой-то прогресс.
«Я бы сказал, что достигнуть каких-то соглашений в данной ситуации достаточно трудно, и с нашей точки зрения, никакого прогресса тут нет», - заявил GeorgiaTimes член грузинской делегации, заместитель госминистра по вопросам реинтеграции Давид Раквиашвили. При этом он подчеркнул, что сам факт того, что встречи проводятся и болезненные вопросы на них поднимаются - это положительный момент. Но на конструктивные, с его точки зрения, решения по свободному пересечению границы между Грузией и Южной Осетией жителей приграничных сел осетинская делегация не идет. Для нее вопрос соблюдения пограничного режима принципиально важен. Раквиашвили же считает его чисто гуманитарным.
Что касается шестерых грузин, попавших в осетинскую тюрьму, то Давид Раквиашвили и тут не видит никаких подвижек в переговорах. «Нам обещали, что на следующей встрече более детально ответят по этому вопросу. Вот и все», - пояснил он. На вопрос о том, что делает в свою очередь грузинская сторона, чтобы вернуть похищенных еще в прошлом году осетинских парней, которых засняли на видео в грузинских застенках, Раквиашвили ответил: «Мы предлагали осетинской стороне сделать так называемый «совместный визит» в те места, где по их предположениям сидят в тюрьме эти парни, или где находятся их могилы. Но она отказывается от нашего предложения. А у нас никаких данных о пропавших осетинах нет».
Грузинский представитель с пессимизмом прокомментировал идею совместно расследовать взрыв полицейской машины в Двани. Раквиашвили уверен, что осетинская сторона не допустит грузин к этому делу, хотя для него очевидно, что провокация была подстроена с югоосетинской территории, в которую Двани вдается как бы полуостровом. Собеседник нашего издания сообщил, что цхинвальские переговорщики пообещали к следующей встрече 15 октября предоставить данные о вчерашнем взрыве. Но, отметил он, до сих пор виновники предыдущих провокаций, таких как подрыв автомобиля с наблюдателями ЕС, не найдены.
Напомним, что на встрече представителей Грузии, Южной Осетии и России в середине августа в населенном пункте Двани осетинская сторона признала факты обстрелов со своей территории и пообещала их расследовать. Но уже на следующей встрече, отметил Раквиашвили, представители Южной Осетии отказались от своих слов.
Впечатления осетин от встречи в Эргнети GeorgiaTimes выяснить, к сожалению, не удалось. Лишь министр по печати и информации Ирина Гаглоева коротко ответила, что ничего хорошего в этих переговорах не видит. Но судя по заявлению главы делегации из Южной Осетии Мераба Чигоева ИА «Рес», цхинвальцы недовольны самой организацией этих переговоров и предложили внести изменения. Они заключаются в том, что «в ходе каждой очередной встречи председательствует представитель стороны, которая выносит тот или иной вопрос на рассмотрение рабочей группы», - пояснил Чигоев.
Сейчас же на всех встречах председательствует представитель Евросоюза. «Кроме того, в новой схеме определены функции секретариата, который занимается разработкой повестки дня очередной рабочей встречи и составлением резюме по ее завершении, с согласованием со всеми сторонами», - добавил он. Чигоев заявил, что договоренность с Тбилиси по новому регламенту уже достигнута. Однако сам же отметил, что грузинская сторона считает это бесполезным и хочет, чтобы эти встречи вели представители Евроструктур - глава Миссии ЕС и представитель ОБСЕ.
Так что, и этот вопрос нельзя считать решенным. С другой стороны, тут Тбилиси мог бы пойти и на уступку, поскольку осетины, как заявил Чигоев, поставили ультиматум: «Если новая схема не будет проходить, то мы оставляем за собой право приостановить свое участие в этих встречах».
Будут ли лучше решаться насущные вопросы осетин и грузин, если председательствовать будет заинтересованная сторона, трудно сказать. Но Хабер, похоже, именно эту не до конца согласованную договоренность уже считает «прогрессом».