В седьмой раз российская делегация в Женеве предложила разработать соглашения между Грузией, Южной Осетией и Абхазией о неприменении силы. И снова безрезультатно. С первого раунда, который прошел 15 октября прошлого года, единственным достижением дискуссий стало создание механизма по предотвращению инцидентов в зонах конфликта. Для этого грузины с абхазами и осетинами встречаются через каждые две недели в присутствии международных наблюдателей. Но обмен информацией лишь частично помогает снизить напряженность, которая возникает на границах Грузии.
Выезжая на вчерашние переговоры, грузинская сторона рассчитывала поднять и в какой-то мере решить два главных вопроса. Первый - о возвращении беженцев. В начале сентября Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) поддержала грузинский проект резолюции о положении беженцев из Абхазии и Южной Осетии, несмотря на протест российской стороны. Грузинская делегация рассчитывала уже вчера начать работу над графиком возвращения грузин в Абхазию и Южную Осетию.
Однако югоосетинская делегация во главе с полпредом президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борисом Чочиевым заранее предупредила, что привезет «свой проект решения вопроса беженцев и вынужденных переселенцев, начиная с 90-х годов». Чочиев имел ввиду, что предварительным условием репатриации грузин должно быть возвращение в Грузию около ста тысяч осетин, изгнанных оттуда в период расцвета националистической идеологии.
Но даже такая постановка вопроса далеко не всех устраивает в Цхинвале. На сайте «Осетинского радио и телевидения» Александр Келесхаев отметил, что грузины при помощи западных фондов с легкостью построят жилье для осетинских возвращенцев в случае необходимости, а вот властям Южной Осетии возвращение грузин обойдется в копеечку. «Для Южной Осетии важнее принять и интегрировать в свое общество осетин из Грузии и улучшить демографическую ситуацию», - считает осетинский эксперт. При таком общественном настрое говорить о реинтеграции бежавших грузин в осетинский социум явно преждевременно.
В итоге рекомендации генассамблеи ООН так и остались советами, не обязательными к исполнению. Но грузинская сторона не отчаялась. «Для достижения этих целей необходимо, чтобы механизм по превенции инцидентов реально заработал, чтобы у беженцев была возможность свободного передвижения на территории Грузии. Соглашение - это одно, а его исполнение - совсем другое. Реально этот механизм не работает. У меня нет иллюзии, что эти вопросы будут решены в короткие сроки», - заявил «Кавказскому узлу» по итогам седьмого раунда председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Акакий Минашвили, который не преминул опять во всем обвинить Россию.
Вместе с тбилисцами в Женеву прибыл и председатель правительства Абхазской автономной республики Георгий Барамия, который замолвил словечко за грузиноязычных жителей Гальского района Абхазии. Он рассказал слезливую историю о том, как в начале учебного года в одной из тамошних школ была сорвана приветственная надпись к ученикам на грузинском языке. А затем, уже не в первый раз, появились сообщения о «принуждении» учителей к принятию абхазского гражданства. Можно подумать, что абхазским гражданам разрешено преподавание в Грузии...
У делегации из Сухума были свои, причем, гораздо более серьезные претензии. Речь зашла о морской безопасности судов, направляющихся в Абхазию. По словам министра иностранных дел республики Сергея Шамбы, абхазы уже не раз сообщали на женевских встречах о пиратстве Грузии на море. Однако никаких мер к Тбилиси со стороны международных организаций предпринято не было. Это дает абхазам повод заявлять о бессмысленности запущенного в Женеве механизма по предотвращению инцидентов. «Пиратские действия Грузии, с нашей точки зрения, должны получить осуждение, потому что для всех очевидно, что это происходит в нейтральных водах. Абхазия не раз говорила о готовности решать этот вопрос дипломатическими методами. Если нет такого желания решать, тогда стоит вопрос о целесообразности механизма», - считает Шамба.
Осетины уже в который раз на переговорах напомнили международным посредникам о пропавших жителях республики, предположительно удерживаемых грузинскими спецслужбами - Хачирове, Хугаеве и Плиеве. Эффекта это не произвело.
Заседания проводились в закрытом режиме в двух группах - по гуманитарным вопросам и проблемам безопасности. По итогам переговоров во Дворце Наций участники провели раздельные пресс-конференции.
Глава российской делегации замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин заявил, что Грузия готова обсуждать варианты соглашения о неприменении силы. «Но дело в том, что это соглашение должно быть подписано между Грузией и Абхазией и Грузией и Южной Осетией, так вот, - это категорически не принимается грузинской стороной. В этом основная сложность», - отметил чиновник. Он назвал такую позицию «неконструктивной» «Они всячески пытаются переложить вину за остроту ситуации на кого угодно», - сказал Карасин.
Грузинские участники переговоров, напротив, посетовали на противодействие со стороны Москвы, которая опротестовала грузинский вариант документа о механизмах безопасности. По словам заместителя министра иностранных дел Грузии Гиги Бокерия, окончательный вариант этого документа будет представлен на очередном раунде, который состоится 11 ноября.
Сопредседатель консультаций, специальный представитель Евросоюза Пьер Морель остался доволен своей ролью. «Мы продолжим работу в этом формате на запланированном 11 ноября раунде. Мы также рассмотрим конкретные механизмы превенции инцидентов. Мы пришли к согласию, что стороны будут проводить встречу раз в две недели», - цитирует его «Интерпрессньюс».
А вот сопредседатель от ООН Йохан Вербеке в интервью «Кавказскому узлу» заявил, что формат миротворчества в Грузии пора менять. «Каким он будет, мы пока не знаем. Нужно провести длительную работу. Это очень сложно сделать и политически, и технически. Мы все поработаем, и к следующему раунду мы попытаемся представить его план», - отметил он.
Россия уже вчера попробовала внести новшество в формат переговоров, пригласив на них генерала Марата Кулахметова, который командовал российским миротворческим контингентом в зоне юго-осетинского конфликта до войны прошлого года. Как пояснил Карасин, генерал «располагает большим объемом информации», и, соответственно, его участие в консультациях «видится полезным».
Официальный Тбилиси Марата Кулахметова не жалует, считая, что он, мол, потворствовал осетинам. Поэтому там сочли, что «показаниями» генерала, Россия старается подкрепить свою точку зрения на события августа прошлого года. Но существенного влияния свидетельства «о прошлом» на дискуссии «о будущем» не оказали.