Грузинские журналисты как всегда оказались чуткими предвестниками грядущих перемен. Газета «Резонанси» еще неделю назад сообщала: в кулуарах парламента идут разговоры о том, что часть непарламентской оппозиции, возможно, вернется к законотворческой деятельности. Назывались даже имена оппозиционных лидеров, у которых свои планы на нынешнюю осень. Грузинская радиостанция «Коммерсант» предполагала, что, вернувшись в стены парламента, «блудная оппозиция» создаст свой блок. Речь шла об объединении, в которое могли бы войти лидер партии «Мы сами», депутат парламента Паата Давитая, лидер традиционалистов Акакий Асатиани и лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа (сын первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа).
Тогда Паата Давитая отказался от каких-либо комментариев по поводу слияния парламентской и непарламентской оппозиции. Акакий Асатиани дипломатично говорил, что «это не исключено». Предположения журналистов подтвердились вчера. Лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдия находится в США, где он со своими западными коллегами проводит переговоры по поводу возвращение в парламент Грузии. Об этом, в беседе с агентством GHN заявил представитель партии «Свобода» Сандро Брегадзе.
«У Константина Гамсахурдиа запланированы встречи с представителями политических кругов США, а так же с лицами, заинтересованными в Грузии. Решение о возвращении депутатского мандата Гамсахурдия примет после консультаций с коллегами из США. Их мнение по этому вопросу является важным для нас», - отметил Брегадзе.
Стоит вспомнить, что многие грузинские оппозиционеры еще в 2008 году отказались от депутатских мандатов, полученных в ходе выборов в парламент 21 мая. «Мы хотим показать пример борьбы против антинародного режима, и Объединенная оппозиция отказывается войти в парламент. Она остается со своим народом», - сказал тогда лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе.
После нынешних весенних акций протеста президент Грузии Михаил Саакашвили предложил вернуться в парламент тем представителям радикальной оппозиции, которые после парламентских выборов 21 мая 2008 года разорвали свои мандаты. Тогда оппозиционеры сказали категоричное «нет». Даже распространили совместное заявление.
«Общественности известно, что Михаил Саакашвили подписал инициативу о «возвращении» оппозиционным партиям тех мандатов, от которых мы отказались по собственной инициативе в июле прошлого года, - говорилось в заявлении. - Следовательно, мы еще раз подтверждаем свой отказ от «предложенных» Саакашвили мандатов, и этим мы хотим поставить точку над инсинуациями, согласно которым, некоторые из нас якобы желают пойти на какой-либо сговор с властями».
Но с тех пор многое изменилось. Ряд оппозиционеров провел переговоры с главами силовых ведомств и даже нашли ряд компромиссов. Дела оппозиционеров, арестованных по политическим мотивам, пересматриваются, десять человек уже выпущены на свободу. Партия Ираклия Аласания «Наша Грузия - Свободные демократы» подключилась к работе рабочей группы, которая с марта текущего года трудится над реформой Избирательного кодекса при поддержке Национально-демократического института США. Ранее оппозиционеры отвергали подобное сотрудничество с правящей командой.
Так что возвращение в парламент уже не будет восприниматься как отказ от провозглашенной «непримиримой» борьбы с властью. К тому же, как пишет газета «Время Новостей», судя по последним опросам на популярном сайте www.gamokitxva.ge (что означает «опрос»), около 74 процентов опрошенных негативно оценили спонтанную зачастую тактику и стратегию оппозиционных лидеров. «Оппозиция выступала против конкретных личностей - президента Михаила Саакашвили, министра внутренних дел Иванэ Мерабишвили - и не проявляла интереса к демократическим реформам», - полагает грузинский эксперт Георгий Нодия.
Оппозиционеры согласны, что должны лучше объяснить свои цели и задачи, в том числе международному сообществу. Лидер движения «Свобода», сын экс-президента Грузии Константин Гамсахурдиа считает, что июльский визит в страну вице-президента США Джозефа Байдена, после которого прекратились уличные митинги, «похоронил оппозиционное движение». Единых подходов относительно продолжения стратегии оппозиция не выработала. Если Ираклий Аласания избрал путь переговоров с властями, то другие намерены вновь митинговать.
Как сообщали грузинские СМИ, Гамсахурдиа заявляет, что на данном этапе, он не сотрудничают ни с одной политической силой, и находится в альянсе только с традиционалистами. Но по его словам, «Свобода» имеет определенные симпатии к некоторым партиям, например лейбористам.
Что касается выборов местного самоуправления, то Гамсахурдиа не намерен участвовать в них. Ибо не желает создавать путем поддержки определенных лиц в выборах мэра Тбилиси, плацдарма для прихода к власти «Миши-2». На вопрос, подразумевает ли он под «Мишей-2» Ираклия Аласания, Гамсахурдиа ответил, что если данный деятель придет к власти, то он останется в оппозиции.
Так что даже при возвращении в парламент некоторых лидеров от оппозиции говорить о том, что политическое противостояние уже в прошлом и страна вышла из политического кризиса - нецелесообразно