Мужчина и женщина

Украина погрязла в оружейных скандалах

«Мы пытаемся наладить контакты и взаимоотношения с Украиной, в частности, ведем диалог о запрете поставок вооружения и военной техники в Грузию, - цитирует «Росбалт» замедиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) Константина Бирюлина. - Что-то в этих переговорах получается, что-то - нет». По его словам, не так давно было подписано соглашение о контроле над переносными зенитно-ракетными комплексами. «Это один из шагов, который позволит контролировать перемещение данного вооружения при поставках в третьи страны, в том числе и в Грузию», - отметил Бирюлин. - На Украине есть прагматичные люди, которые четко оценивают ситуацию и обеспокоенность российской стороны поставками вооружения в Грузию».

Однако официальный Киев не отрицает - поставки оружия Грузии продолжаются, причем государственная компания «Укрспецэкспорт» будет делать это до тех пор, пока свое слово не скажет Совет Безопасности ООН. «Мы выполняли и продолжаем выполнять контракты, заключенные ранее, и будем выполнять их, пока Совбез ООН не примет решения о запрете», - говорил в июле глава «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук. В Организации Объединенных наций Киеву, однако, верят на слово. Не так давно ООН обнародовала данные Регистра обычных вооружений о поставках оружия в мире за текущий год, которые предоставила Украина. Цифры весьма скромные: один танк Т-72, 15 боевых машин пехоты БМП-1 и 25 бронетранспортеров БТР-70, пишет «Газета.ru».

В правдивости документа уже усомнился глава депутатской следственной комиссии Верховной рады Украины Валерий Коновалюк. По его мнению, данные ООН касаются непосредственно заключенных контрактов, а не получения военных грузов разными странами в отчетный период.

На Смоленской площади также дали свою оценку оружейного бизнеса Украины. По словам замглавы российского МИДа Григория Карасина, в Киеве пытаются «спрятаться за различные формулировки». «Дескать, наступательное или ненаступательное оружие, - цитировала дипломата газета «Известия». - Есть некоторые виды оружия, которые наступательными, действительно, не назовешь. Но если их в достатке, то армия становится более агрессивной. Так что такие уловки вряд ли пройдут. Со странами, которые продолжают вооружать Грузию, мы ведем прямой диалог и недвусмысленно даем им понять, что будем учитывать это в общем контексте двусторонних отношений». По словам Карасина, позицию, занятую украинским руководством в вопросе поставок военной техники в Грузию, «не назовешь дружественной по отношению к России».

Кстати, Украине сейчас предстоит заниматься еще одним оружейным скандалом. В западные СМИ просочилась информация, согласно которой британские фирмы-посредники получили от украинской государственной службы-контроля за экспортом лицензию за экспорт легкого оружия с Украины и перепродавали оружие в страны, на которые распространяется международное эмбарго, передает «Русская Служба Новостей» со ссылкой на издание Guardian. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибенд уже приказал провести расследование относительно возможных сделок.

В постоянных упоминаниях Украины в оружейных скандалах нет ничего удивительного, считают некоторые эксперты. «С одной стороны, это очень прибыльный бизнес, - приводит «Правда.Ру» слова эксперта Владимира Скачко. - С другой стороны, у нас он ужасно «непрозрачен». Формально всё в порядке: «прозрачность» сделок на словах обеспечивает концерн «Укрэкспорт». Однако на самом деле сделки оформляются непонятно как».

Любопытно, что Израиль, который также фигурировал в списке главных стран-поставщиков вооружений в Грузию, уже отказался от этой идеи. «Мы не занимаемся поставками никаких наступательных видов вооружений в Грузию, - цитировал 18 августа телеканал «Вести» президента Шимона Переса. - Мы считаем это безответственным шагом». По словам израильского лидера, во время конфликта между Россией и Грузией Израиль «не был ни на чьей стороне». «Мы чрезвычайно осторожны, чтобы не занять ни одну из сторон этого конфликта, - отметил он. - У нас хорошие отношения с Грузией и хорошие отношения с Россией, но у нас не бывает хорошего отношения к войне».

Действительно, ничего хорошего в войне нет и не будет, какую бы прибыль не приносили продажи оружия. Но есть еще и моральный аспект. Не даром в своем письме украинскому президенту Дмитрий Медведев отметил, что «именно из украинского оружия убивали мирных жителей и российских миротворцев» в Южной Осетии в августе прошлого года. От этого факта за формальными отговорками не укроешься. И выстраивать отношения с ближайшим соседом Киеву все равно придется.