Впервые о новом, офисном представительстве ОБСЕ в Грузии заговорили после визита в грузинскую столицу спецпредставителя Греции (председательствующей в ОБСЕ) по вопросам урегулирования конфликтов Харалампоса Христопулоса. 10 августа глава департамента по отношениям с международными организациями Серги Капанадзе по итогам встречи с гостем сообщил, что главной темой беседы стало представительство ОБСЕ в Тбилиси, писала газета «Коммерсант».
По всей видимости, возможность открытия тбилисского офиса Христопулос намеревался обсудить и с властями Южной Осетии, но, по странному стечению обстоятельств, до Цхинвала он так и не доехал. Возможно, и впрямь дело в банальной технической заминке с транспортом. А может быть, грек предчувствовал, что в молодой республике подобную инициативу ОБСЕ приветствовать не будут. И был бы прав.
Узнав о новых задумках Вены, Цхинвал отреагировал весьма резко. «Если у господина Христопулоса в Тбилиси будет так называемый офис, в таком случае Южная Осетия пересмотрит вопрос сотрудничества с ним, - цитирует ИА Regnum полпреда президента республики по постконфликтному урегулированию Бориса Чочиева. - До сих пор мы в рамках женевских дискуссий и в целом сотрудничали с ним как со спецпредставителем председателя ОБСЕ на Кавказе. Но нам с ним не о чем будет говорить, как с спецпредставителем председателя ОБСЕ на территории другого государства». По словам Чочиева, в будущем встанет вопрос и участия сотрудников данного офиса в переговорах в Женеве, потому что они будут представлять офис в Грузии. «Мы хотим предупредить и председателя ОБСЕ, и спецпредставителя, и сопредседателей женевских дискуссий, что в случае, если эта инициатива будет реализована, то будет нанесен серьезный удар по переговорам, в том числе, и по механизмам по предотвращению и реагированию на инциденты», - подчеркнул полпред.
В словах Чочиева - немалая доля истины. В Женеве такие международные организации как ООН и ОБСЕ выступают одними из сопредседателей, а также посредниками между сторонами - Грузией, Абхазией и Южной Осетией. О чересчур теплых отношениях Евросоюза - еще одного сопредседателя женевских дискуссий - и Грузии молодые республики заявляли уже не раз. В принципе, эту ситуацию уравновешивает Россия, которая на переговорах отстаивает интересы Сухума и Цхинвала ввиду непризнания их суверенного статуса остальными участниками дискуссий. Однако появление в рядах сопредседателей еще одного «грузинского друга» окончательно подорвет веру в объективность «женевских миротворцев».
Более того, при открытии грузинского представительства ОБСЕ участие организации в обсуждении механизмов предупреждения приграничных инцидентов станет, по мнению Цхинвала, бессмысленным. Как известно, до сих пор контакты по этому вопросу проходили с участием Грузии, Южной Осетии, России, ОБСЕ и ЕС. Порой при этом складывалась ситуация, аналогичная женевской - ЕС поддерживает Грузию, Россия - Южную Осетию. ОБСЕ же, после свертывания миссии, в такой ситуации оставалась нейтральной стороной. Однако если Христопулос откроет офис в Тбилиси, то «чаша весов» на переговорах склонится в пользу Грузии. Такой подход, разумеется, осетин не устраивает.
На днях руководитель рабочей группы по механизмам предотвращения и реагирования на инциденты Мераб Чигоев отметил, что руководство молодой республики неоднократно заявляло о заинтересованности в присутствии в Южной Осетии представительств международных организаций, но только в качестве самостоятельных структур, а не филиалов подразделений с головным офисом в Тбилиси. «Пока эти предложения евроорганизациями, к сожалению, не приняты и это является одной из причин, почему они не могут работать на территории нашей республики», - цитирует его ИА «Рес». По словам Чигоева, Цхинвал готов к любым разумным компромиссам во взаимоотношениях с международными организациями, но только без ущерба для суверенитета республики.
Пока не ясно, услышит ли ОБСЕ голос Цхинвала, но до сих пор грузинские власти с успехом трактовали его обоснованные требования как обструкцию югоосетин в решении существующих проблем. Может быть, слова главы российского МИДа будут для Вены более убедительными? Как сказал не так давно Сергей Лавров, молодые республики не против того, чтобы на их территории работали международные наблюдатели. «Необходимо только руководствоваться прагматическими соображениями, которые во главу угла ставят необходимость стабилизации обстановки, а также интересы проживающих там людей», - сказал министр. По мнению Лаврова, международное присутствие в Цхинвале и Сухуме возможно только на основе новых реалий, сложившихся после того, как вслед за авантюрой, предпринятой Михаилом Саакашвили, Южная Осетия и Абхазия стали независимыми государствами.
Теперь - слово за ОБСЕ.