«Резонанси» решила довести до конца антироссийскую компанию вокруг возможной продажи Грузинской железной дороги. Газетные слухи с удовольствием подхватили и в России. Чего не сделаешь, чтобы помочь грузинской оппозиции свергнуть президента...
Секретные переговоры между Тбилиси и Москвой по передаче Грузинских железных дорог (ГЖД) России перешли в заключительную стадию. Об этом со ссылкой на грузинскую оппозиционную газету «Резонанси» сообщила «Независимая газета». Подробности предполагаемой закулисной сделки GeorgiaTimes описывала еще десять дней назад, когда впервые имя посредника - семьи российского бизнесмена грузинского происхождения Шарангия упомянула в обличительной речи экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе.
Теперь же, уверяет «Резонанси», последние противоречия между участниками сделки устранены. Это произошло во время визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Ереван. В Армению уже дотянулись рельсы Российских железных дорог (РЖД), когда руководство компании взяло в многолетнее концессионное управление Армянскую железную дорогу (АЖД). Официально ею управляет теперь стопроцентная «дочка» РЖД Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД)/
Когда и власти Абхазии допустили РЖД к управлению своим рельсово-вокзальным хозяйством, Грузинская железная дорога оказалась в окружении «вражеских» веток, если использовать правительственную терминологию, применяемую по отношению ко всему, что связано с Россией. К тому же госкорпорация купила паромную переправу, связывающую российский порт «Кавказ» с Поти.
После этого вполне логичным для РЖД было бы проникновение и в Грузию.
В интервью GeorgiaTimes эксперт Георгий Хухашвили подтвердил, что российская компания проявляла интерес к дороге, еще во времена, когда он был членом наблюдательного совета.
Затем в 2007 году разразился скандал, когда общественность узнала о подписании контракта на 99 лет между правительством и «одной не очень известной компанией». Речь идет о британской Parkfield Investment, сайт которой журналисты даже не смогли найти в Интернете. Компания победила в государственно тендере и обещала инвестировать в железную дорогу три миллиарда долларов. Оппозиция предположила, что за этой компанией могут стоять интересы семьи Саакашвили или даже российского бизнеса. В итоге правительство отменило сделку. Как пояснил тогдашний министр экономики Каха Бендукидзе, Parkfield Investment не смогла удовлетворить всем предъявленным грузинской стороной требованиям.
Сейчас официальный тендер на продажу ГЖД не проводится. Правительство сообщает лишь о желании передать в управление инвесторам «кусочек» компании - «Телеком железной дороги». Однако грузинское общество настолько привыкло не доверять властям, что больше верит публикациям и оппозиционным заявлениям, хотя они и не подкреплены проверенными фактами.
Представитель партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Роман Кусиани в качестве подтверждения слухов о продаже «железки» россиянам сообщает, что еще два месяца назад вся документация компании была переведена на русский язык. «Есть достоверные данные о том, что эти документы недавно были переданы менеджерам, осуществляющим управление Армянской железной дорогой», - заявляет Кусиани.
Эксперт Нико Орвелашвили утверждает, что у него есть «абсолютно точные данные» о проведении аудита грузинской компании представителями ЮКЖД. По его словам, осенью в Грузии начнутся бюджетные проблемы, поэтому правительство и ищет способы пополнить казну. Экономист пеняет США, которые не уделяют внимания «железнодорожной» экспансии России на Южном Кавказе. «Овладев Грузинскими железными дорогами и уже располагая армянскими, Москва получит прямую дешевую связь с Тегераном. Началось строительство железнодорожной смычки между дорогами Армении и Ирана. Вряд ли Вашингтон будет в восторге от усиления на Южном Кавказе российско-иранского альянса», - отмечает Орвелашвили.
Георгий Хухашвили не подтверждает и не опровергает возможности тайных переговоров по продаже железной дороги. По его словам, нет никакой достоверной информации на этот счет. Как экономический актив, ГЖД, по оценке эксперта, нуждается в крупных долговременных инвестициях. Она не является завидной собственностью с точки зрения извлечения выгоды, но имеет огромное стратегическое значение.
Именно поэтому оппозиция так яростно и добивается того, чтобы компания осталась в государственной собственности и ни в коем случае не перешла в управление российской госкомпании. Как заявляют политики и эксперты, правительство Михаила Саакашвили уже итак все важные объекты распродало России. Сосо Цискаришвили заявляет, что после всех скандалов с «Ингури ГЭС», электростанция все-таки оказалась в руках российского бизнеса. Впрочем, официального подтверждения этого факта нет. А по данным экспертов портала «Бизнес Грузия», объект по-прежнему контролируют грузинская и абхазская стороны, «но каждая в отдельности кокетничает с Россией».
Всего же, в Грузии работают 395 компаний, созданных при долевом участии русского капитала. В 85-ти из них русским принадлежит контрольный пакет акций. Такое положение дел, по мнению оппозиции, представляет опасность национальным интересам Грузии ввиду напряженных политических отношений между двумя странами. Но почему-то, оппоненты правительства видят выход лишь в недопущении дальнейшего проникновения российского капитала в Грузию, а не в налаживании нормальных отношений с Россией.