Презентация партии состоялась в элитной гостинице «Кортиард Мериот». Название партии - «Наша Грузия - свободные демократы». Слово «демократия» ныне популярно в Грузии. Поэтому партия Нино Бурджанадзе называется «Демократическое движение - Единая Грузия», партия депутата Цагарейшвили носит просто имя демократической, в лидерах парламентского меньшинства опять же - Христиан-демократическая партия. Вот и новорожденная записалась в этот демократический рейтинг.
Чем будет отличаться созданная экс-полпредом Грузии в ООН Ираклием Аласания партия от прочих, сказать пока сложно. Но сама идея создания новой партии споров не вызвала. Так лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили, сообщает Росбалт, приветствовала этот шаг: «Я сторонница многопартийного устройства в этой стране. Однопартийная система должна закончиться раз и навсегда. Так что любая новая партия станет дополнительной силой, присоединившейся к той оппозиционной силе, которая снесет все и, в первую очередь, эту власть».
Незадолго до создания новой партии в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes директор Центра стратегических исследований, бывший министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили заметил: «Почему бы и не создать партию, если у них есть солидная идеологическая программа». Так что новая партия Аласания - а по возвращении в Грузию он уже сколачивал команду дипломатов - лишь разнообразит и без того пестрый спектр оппозиционных сил страны. Впрочем, у создателя новой партии амбиции наполеоновские: именно его кандидатуру на пост президента выдвинул недавно в очередной раз «Альянс за Грузию», в который входят политические тяжеловесы непарламентской оппозиции - Республиканская партия и «Новые правые», а также упомянутая выше команда дипломатов.
Тем не менее, Аласания, который и без того популярен (по данным социологических опросов, Ираклий Аласания имеет самый высокий рейтинг среди лидеров оппозиции и считается реальным претендентом на президентский пост, в случае отставки Михаила Саакашвили) решил создать свою партию. Как он заявил журналистам, сегодня же состоится первый съезд его партии. «Мы обсудим те основные направления, посредством которых, вместе с представителями других оппозиционных партий мы достигнем реформирования избирательной системы. Мы должны быть открытыми, и должны сотрудничать со всеми теми партнерами, кто имеет желание изменить и сделать справедливой избирательную систему», - цитирует GHN Аласания.
Он так же отметил, что новая политическая сила, намерена сменить действующий режим именно путем выборов. Аласания пообещал, что в новой партии будут и новые лица, которые предстанут перед общественностью в ходе более масштабного съезда партии в сентябре. Что касается финансирования, то, по словам Аласания, для этого будут использоваться все легальные пути. «Кроме того мы постараемся привлечь прямые пожертвования от наших граждан, но это требует отдельной работы», - заявил он.
Официальная регистрация членов партии начнется в ближайшие дни. А пока, и это надо отметить особо, на съезде новой партии присутствуют сопредседатели «Альянса за Грузию»: лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе и лидер Республиканской партии Давид Усупашвили. Члены альянса уже заявляли, что создание новой партии не повлияет на их сотрудничество.
Грузинские СМИ периодически подбрасывают информацию о том, что Аласания будто бы является как раз тем кандидатом в президенты, который якобы устраивает и США, и Россию. Периодически муссируются и слухи о том, что именно Аласания ведет некие тайные переговоры с властями о сотрудничестве. Как профессиональный дипломат, Аласания всегда воздерживается от жесткой риторики и одним из первых выступил за диалог с властями. На днях в интервью газете «Резонанси» он объявил, что «среди властей присутствует растущий настрой, чтобы сменить политику игнорирования режимом реального диалога (с оппозицией)».
По словом Аласания, к диалогу готовы Леван Гачечиладзе и «Национальный форум». Остальные силы «должны сами решить и определить свою позицию». Как будет координироваться в дальнейшем работа между смежными партиями и политическими объединениями, позиции которых не совсем схожи, остается только гадать.
Важно отметить, что Ираклий Аласания поднялся по карьерной лестнице без видимых интриг и публичных скандалов. Даже во время нынешнего трехмесячного противостояния с властью ему удалось выйти сухим из воды: против него власти не выдвигали обвинений в сотрудничестве с Москвой, как против всех других лидеров оппозиции. Скептики напоминают о том, что Саакашвили приходится- двоюродным братом Ираклию Аласания, что во время «революции роз» он провозглашал схожие лозунги, обещая вывести страну из тяжелейшего политического, экономического и военного кризиса, восстановить территориальную целостность... Правда, от родства с Михаилом Николаевичем (его мать также носит фамилию Аласания) Ираклий Аласания уже открестился.
Что касается политической программы новой партии, то можно вспомнить неоднократные заявления Аласания о необходимости налаживать диалог с Россией. Правда, не следует при этом забывать о прочных связях молодого политика за океаном, о его приверженности прозападному курсу и интеграции в Североатлантический альянс. А дипломатическим языком, приятным для собеседника, Аласания владеет в силу профессии. Так что из уст Аласания грузинские политики слышат то, что им приятно, западные - уверены в западном курсе Грузии, российкие - предполгают, что возможно изменениие курса этой некогда близкой по духу страны.
Кстати, когда Шеварднадзе стал президентом Грузии, он говорил о том, что будет сотрудничать и с Россией, и с Америкой. С таких же благих заявлений начинал и Михаил Николаевич. Оба президента сулили восстановить территориальную целостность. А после последней встречи Саакашвили с тогдашним президентом России Владимиром Путиным аналитики даже пророчили оттепель в отношениях соседних государств.
Но случился август. После войны, в результате которой Грузия практически потеряла шанс на возвращение Абхазии и Южной Осетии, - а именно это и ставят оппозиционеры в вину Саакашвили, - любой оппонент власти просто обязан говорить о необходимости добрососедских отношений с Россией.
Вопрос лишь в том, станет ли возможный преемник Саакашвили исключением и намеревается ли всерьез сбалансировать политику страны между Вашингтоном и Москвой? Продолжит ли он историческую традицию добрососедства народов Грузии и России или соседние страны ждет очередной виток противостояния?
Эти вопросы сегодня в значительной степени относятся именно к Аласания. Ведь он является главным претендентом на пост президента, его поддерживает интеллектуальная элита, а главное - друзья в Белом доме.