Накануне трехмесячного юбилея оппозиционного противостояния власти радикалы проявили трогательную заботу о судьбе президента, отставки которого они требуют. Экс-министр иностранных дел, лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили на митинге оппозиции перед парламентом выразила обеспокоенность отсутствием главы государства в эфире грузинских телеканалов за последние сутки, отметив, что президент исчез.
«Михаил Саакашвили сделал короткое заявление из Вильнюса утром 7-го июля о встрече Дмитрия Медведева и Барака Обама, и после этого его визит не освещался. Или ему нечего сказать, или он прячется», - цитирует «Новый регион» госпожу Зурабишвили. На следующий день оппозиционеры обещали отметить трехмесячный юбилей противостояния грандиозным митингом. Однако на площади собралось гораздо меньше протестующих, чем обещанные сто тысяч. Акция прошла без эксцессов и инцидентов.
В тот же день Михаил Николаевич на заседании Совета безопасности вновь поведал о «коварных планах» России. По словам Саакашвили, у России было разработано для Грузии два плана: один предусматривал поддержку внутренних беспорядков, а другой - «политическую торговлю» на международной арене. Президент прямо указал на то, что грузинская оппозиция якобы финансируется с севера: Россия «активно пыталась и пытается вызвать внутренние беспорядки в Грузии, с каким намерением и поступали и поступают в Грузию для финансирования разных политических сил российские деньги».
Тем отнюдь не новая. В течение всех трех месяцев противостояния обвинения власти в адрес оппозиции мало менялись. Еще до начала акций протеста руководство страны и Саакашвили лично обвиняли оппозицию в том, что она живет-де то ли на деньги Кремля; то ли грузинских бизнесменов, сколотивших состояние на северных просторах; то ли воров в законе, осевших в Москве. Последнее время эта тема развивалась в более острой форме.
Впрочем, на этот раз Саакашвили делал ставку не столько на обвинения оппонентов, сколько на повышение собственного рейтинга. Его выступление по сути сводилось к тому, что благодаря именно его персональным усилиям удалось остановить новую войну, а США настолько довольны демократией в Грузии, что Обама во время встречи с Медведевым был занят главным образом отстаиванием интересов Тбилиси.
«...На международной политической арене Россия пыталась любой политической ценой, пусть даже афганским вопросом или сокращением ядерного вооружения, достичь сделки и завладеть влиянием над Грузией. Однако наши партнеры не пожертвовали нами и эти торги не состоялись», - цитируют грузинские СМИ пафосную речь грузинского лидера.
Правда, ведущие мировые СМИ до сих пор рассуждают о КПД «перезагрузки», запущенной на этой неделе президентом РФ Дмитрием Медведевым и президентом США Бараком Обамой. Как в прочем и над тем, что американский президент США, находившийся в Москве в рамках рабочей поездки, пообещал российскому премьер-министру Владимиру Путину учитывать позицию России в американской политике по отношению к Грузии и Украине.
По версии же Саакашвили, дело обстоит так: «Следует также отметить, что Грузия стала предметом глобальной политики, хотя нам пришлось за это отдать на время наши территории. Но это наши земли. Они стали большой дипломатической проблемой, но главное - военного нападения на Грузию не будет и с учетом новой политической реальности у нас появляется шанс на развитие. Мы смогли избежать новой российской агрессии, и я доволен итогами встречи в Москве и я поблагодарил администрацию США за четкую и жесткую позицию в отношении Грузии».
Хотя администрация Белого дома, если и озвучила свою позицию касательно Грузии, то ничего не говорила о поддержке самого Михаила Николаевича. По крайней мере, в Вашингтоне радушно принимают и наведывающихся туда деятелей грузинской оппозиции. Там уже побывал лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания. А сегодня в Штаты отправилась одна из главных конкуренток Михаила Николаевича, его бывшая революционная подруга, а ныне самая радикальная оппозиционерка - Нино Бурджанадзе. На обратном пути она намерена заглянуть и в Европу.
Так что, на кого в итоге сделает ставку Вашингтон, по прежнему остается вопросом. По крайней мере, оппозиционеры заявляют, что сумели ослабить власти. Главным достижением трехмесячных акций протеста является «ослабление властей и приближение к победе», заявила накануне лидер партии «Движение за единую Грузию» Эка Беселия на митинге перед парламентом, передает агентство «Новости-Грузия». «У нас был выбор - неотступная борьба или революция. Мы предпочли непрекращающуюся борьбу, и теперь необходимо увеличение ресурсов, новая стратегия, расширение политического спектра и активность гражданского общества», - сказала вчера Беселия. С этой целью оппозиция, как уже сообщала GeorgiaTimes, планирует расширить ареал акций протеста, задействовав в них население регионов.
Так что руководство и оппозиция вряд ли дадут возможность друг другу заскучать. Об этом могут не волноваться ни те, ни другие.