Комиссия Евросоюза по расследованию причин августовского конфликта сегодня решит, как долго еще она будет сохранять интригу вокруг расследования. Глава комиссии Хайди Тальявини попросила отложить оглашение результатов своей работы на два месяца в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Как отмечает «Новая газета», дополнительных денежных средств на продление расследования Евросоюз выделять не будет. Бюджет комиссии в 1,6 миллиона евро остается неизменным. Хайди Тальявини должна была представить результаты расследования к 31 июля этого года.
Причины, заставившие Тальявини безвозмездно продлить срок своей работы, лежат в политической плоскости. Публично она мотивировала свою просьбу о переносе даты публикации итогового доклада на сентябрь тем, что на днях ей открылись новые обстоятельства августовского конфликта. Чтобы их изучить, потребуется еще два месяца, если сегодня министры иностранных дел стран Евросоюза одобрят решение комиссии.
Хайди Тальявини отметила, что результаты расследования могут быть «политически взрывоопасными». Причем, вне зависимости от того, в чью пользу вынесет решение комиссия. Михаил Саакашвили, отставки которого уже почти четыре месяца добивается оппозиция, если официально будет признан европейцами виновным, тут же лишится поста. Если вину окончательно закрепят за Россией, это поставит крест на дальнейших переговорах Евросоюза с Москвой по Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, одобрение августовского обстрела российских миротворцев грузинской армией чревато отказом России от дальнейшего участия в международных миротворческих миссиях.
Хотя председатель европейской комиссии отказалась уточнять, какие именно обстоятельства приоткрылись в последние дни, грузинские и российские СМИ уже предложили свои варианты ответа на этот вопрос.
Грузинское агентство «Медианьюс» со ссылкой на информированный источник сообщило, что причина отсрочки кроется в давлении на Тальявини со стороны России. Якобы 1 июля в Женеве замминистра иностранных дел России Григорий Карасин предупредил главу комиссии, что российской стороне известно содержание доклада, и он неприемлем для Москвы. По словам источника, дипломат пригрозил, что выводы Тальявини создадут напряжение в отношениях между РФ и ЕС и что Москва может добиться отстранения неугодной ей представительницы Евросоюза от дипломатической деятельности. По данным агентства «Медианьюс», Тальявини очень жестко ответила Карасину, но публикацию доклада все же решила отложить. При этом, официальный Тбилиси, как подчеркнул неназванный источник, в случае необходимости легко сможет доказать факт «исправления» комиссией ЕС первого варианта доклада.
Чтобы состряпать такое объяснение причин решения Тальявини, не нужно даже быть «информированным источником». Встреча Григория Карасина с главой комиссии третьего июля не была секретной. По ее итогам замминистра иностранных дел России выразил надежду, что еврокомиссар примет к сведению все свидетельства о конфликте. «С российской стороны выражена надежда, что ожидаемый вскоре доклад Комиссии будет составлен в максимально объективной форме, с учетом всех документальных материалов, переданных ранее экспертам. Россия, как известно, приняла в этой работе самое активное участие», - сказал Карасин. Вот и все «давление». Любой вывод комиссия будет обязана подтвердить документально. А что касается мнения «источника» о том, что Тбилиси сможет указать на места, где текст доклада подвергнется изменениям, то это - шаг на опережение событий. Теперь Михаил Саакашвили сможет заявить, что все неудобные для него выводы появились под прессингом Москвы.
Политолог Рамаз Сакварелидзе в интервью GHN не исключил, что отсрочка устраивает российскую сторону. Но не менее вероятно и то, «что действительно существуют такие материалы, изучение которых требует времени».
К обстоятельствам, которые работают против России, относится тот факт, что в июне Москва заблокировала продление миссии наблюдателей ОБСЕ, и в пятницу двадцать представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе покинули Южную Осетию. По требованию России ликвидирована и миссия наблюдателей ООН в Абхазии. А если к тому же верить немецкому «Шпигелю», который до официальной публикации выводов Тальявини сообщил, что она уже признала Саакашвили виновником августовской бомбежки Цхинвала, то вновь открывшиеся обстоятельства можно трактовать как меняющие результаты комиссии в пользу Грузии.
С другой стороны, именно в последние дни появилось два новых свидетельства против грузинского руководства. Во-первых, лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания рассказал еженедельнику «Палитра недели» о секретной миссии в Абхазии в мае 2008 года, в которой он участвовал незадолго до российско-грузинской войны. Ранее официальный Тбилиси утверждал, что попытка примирения с Абхазией не удалась из-за того, что Сухум в последний момент по указке Москвы передумал подписывать соглашение о невозобновлении войны и возвращении беженцев на всю территорию Абхазии.
Теперь перешедший в оппозицию Аласания опроверг эту версию. «Это документ мы вместе с абхазами разработали еще в 2005 году, но президент Грузии Михаил Саакашвили не проявил политическую волю и не подписал его», - отметил он. А в мае 2008 «максимально приемлемый для сторон документ был составлен за ночь работы в Абхазии», но Саакашвили передумал подписывать соглашение. Лидер «Альянса за Грузию» считает, что аналогичный договор можно было заключить с Южной Осетией, избежав российско-грузинской войны. «Неподписание документа было одной из самых больших ошибок Саакашвили», - заявил он.
Подспорьем для комиссии Тальявини могут стать и 380 томов уголовного дела по факту грузинской агрессии против жителей Южной Осетии, которое расследует Следственный комитет при Генеральной прокуратуре России (СКП). Как заявил глава комитета Александр Бастрыкин, следствие уже на завершающем этапе. Потерпевшими по уголовному делу признаны 5 315 человек. СКП нашел доказательства вины высшего командующего состава грузинской армии в развязывании агрессии против ЮО. «Документально установлена виновность военнослужащих, военных командиров и военачальников грузинской армии на уровне бригадных генералов», - отметил Бастрыкин. Он подчеркнул, что хотя на данный момент у СКП нет «прямых приказов верховного главнокомандующего грузинской армии (президента)», очевидно, что бригадные и дивизионные генералы не могли отдавать приказы без его указаний.