В последний день июня Эдуард Кокойты созвал ответственных за восстановительные работы чиновников на совещание по вопросам частного и муниципального жилья, полностью или частично разрушенного почти год назад грузинской армией.
- Много времени потеряно, пока все эти вопросы решались через московскую межведомственную комиссию. И мы с вами должны сделать все, что от нас зависит. Каждый день для нас очень дорог. Любые промедления в этом деле непростительны. Народ ждет от нас результатов работы, - задал тон разговору Кокойты, речь которого передает ИА «Рес».
- Минфин РФ на днях уже перечислил нам 378 миллионов рублей, и практически деньги на авансовые платежи строителям у нас уже есть. Активно начали работать те организации, которые ждали авансирования, - отвечал ему председатель Госкомитета по реализации проектов восстановления Зураб Кабисов. Он выразил надежду, что теперь-то уж «процесс восстановления пойдет хорошими темпами».
Вот только местные жители чем-то все время недовольны, посетовал Кабисов, чей кабинет находится в незатронутом войной красивом офисе.
В конце июня видеокадры из столицы Южной Осетии увидел весь мир в сюжете агентства France-Presse. «Девять месяцев назад Россия и Грузия воевали за этот регион. С тех пор восстановление почти не продвигается. Дома лежат в руинах, улицы разрушены», - комментировал голос за кадром. Корреспондент поговорил с первым попавшимся цхинвальцем Григорием Дзасоховым. У него до сих пор нет крыши над головой. Зиму он пережил у друзей. Весной поселился в палатке в собственном саду. «Я бы это все разрушил, сломал. Но пока не определились насчет того, что будет разрушено, что построено заново, кто будет ломать и строить. Поэтому мой дом все еще в таком состоянии. Так и стоит пока», - как бы оправдывался он.
Еще один персонаж видеосюжета France-Presse - семидесятилетняя Вера Алборова - живет в гараже рядом с разрушенным домом. «Газа нет, газовой плиты нет, холодильника нет, телевизора нет, и даже кроватей не хватает. Мне дали какую-то посуду: четыре тарелки, чайник. А то, что необходимо, этого нету», - жалуется она.
Журналист из «Московского комсомольца» увидел такую же удручающую картину на некоторых улицах Цхинвала. «Многие дома сияют новенькими стеклопакетами. Однако на полностью сгоревшей улице Тельмана никакие работы вообще не начинались», - отмечает издание. «Ни один дом в частном секторе не восстановлен. Ни одна семья, у которой сгорел дом или квартира, не получила новое жилье. Некоторые до сих пор живут в палатках, установленных в собственных огородах», - говорит Тимур Цховребов, редактор местной газеты «21 Seculare» («ХХI век»).
Раздражены цхинвальцы и тем, что не до всех дошла гуманитарная помощь, а компенсации выплачиваются выборочно. Кто-то получил 50 тысяч рублей почти сразу, но это, скорее, исключение, отмечает «Московский комсомолец». «Первоначально российские официальные лица обещали выплатить по 50 тысяч рублей за утраченное имущество каждой пострадавшей семье. Цхинвальские власти решили по-своему: сейчас главе семьи выплачивают 20 тысяч, а каждому ее члену - по 10 тысяч, но не более 50 тысяч на семью», - пишет газета.
Очевидно, журналистские заметки дошли до правительства Южной Осетии. «Этих людей кто-то будет постоянно науськивать, будоражить», - прокомментировал президент. Конечно, есть силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в республике, но и цхинвальцев, уставших от разрухи, тоже понять можно. Хотя, справедливости ради надо заметить, что корреспонденты в Цхинвале могли бы описать не только руины, но и городок коттеджей в микрорайоне «Московский». Его на средства российской столицы возводит Мосстрой. Застройка микрорайона началась в сентябре прошлого года. А уже в мае этого были сданы в эксплуатацию первые 20 коттеджей, пишет газета «Московская перспектива». Всего на 60 гектарах земли должны появиться 189 двухэтажных домов. Их сдадут в эксплуатацию уже в августе. По проекту микрорайоне также будут построены восемь трехэтажных многоквартирных домов, два детских сада и здание школы на 600 мест.
С июня и в старом частном секторе работа пошла полным ходом. Начался снос не подлежащих восстановлению задний. Время торопит. На неизбежные в такой ситуации конфликты с частными владельцами президент дал команду не обращать внимания. «Их необоснованные требования, если не нарушаются их законные права, мы не будем слушать. Диктовать условия будет государство. Мы должны отвечать конкретной работой. Эти дома аварийные. Мы им строим новые дома», - заявил он на совещании. Между тем, историки и архитекторы надеются, что на месте старых строений возведут хотя бы стилизованные под старину дома, пишет «Кавказский узел». Археологи идут вслед за бульдозерами и подбирают вырытые ими предметы, представляющие ценность для истории.
По словам Кабисова, раньше июня сносить было невозможно потому, что «разрешение на это было получено только 29 апреля на прошедшем в Москве заседании МВК (межведомственной комиссии)». В середине июня презентовали проекты домов, по которым строители будут возводить жилье для пострадавших горожан. Например, на месте древнего еврейского квартала Цхинвала вырастут таунхаусы - комплексы малоэтажных комфортабельных домов, совмещенных друг с другом боковыми стенками. Старые дома здесь уже снесены, выкопаны фундаменты и начались строительные работы, сообщает «Осинформ».
Всего в столице, как доложил Зураб Кабисов, разрушены и готовы к строительству 68 аварийных домов. «Осталось 40 домов, у которых возникла проблема с документами. Всего подлежат сносу по городу 108 домов. И порядка 92 домов мы будем восстанавливать». Он пообещал, что тем гражданам, которые отремонтировали жилье за свой счет, будут выплачены компенсации. «Сейчас составляются дефектные акты», - отметил Кабисов.
О гуманитарной помощи тоже зашла речь. Министр здравоохранения и социального развития Нугзар Габараев отчитался в том, как используются спецсчета на компенсацию семьям погибших, лечение раненных, приобретение путевок и бытовой техники. Кокойты потребовал сделать эту информацию прозрачной и опубликовать все эти списки пофамильно на специально созданном сайте.
Подводя итоги совещания, президент поручил ведомствам составить помесячный план работ. «Мы должны постоянно ориентироваться на этот план. Все должно быть расписано. За просрочку хотя бы на один день, каждый из вас будет нести ответственность», - дал установку чиновникам Эдуард Кокойты.