Доверять тому, что пишут СМИ, в век информационных войн не стоит, подумал лидер Объединенной оппозиции Грузии Леван Гачечиладзе и решил лично съездить в Россию, Абхазию, Южную Осетию и США.
«Я хочу из первоисточников узнать в России, Абхазии и Южной Осетии, что там думают о дальнейших взаимоотношениях с нами», - заявил он вчера. По его словам, подготовка к визитам уже началась.
Начать турне он собирается самого легкого пункта - Вашингтона. Оно и понятно: в Москве и тем более в Цхинвале и Сухуме он был бы незваным гостем, тем, что «хуже татарина». А в США его в числе других оппозиционных лидеров пригласили еще в начале июня, во время встречи с заместителем госсекретаря США Филиппом Гордоном. Ираклий Аласания откликнулся на зов почти сразу. А Гачечиладзе в тот момент увяз в кровавых разборках с полицией. Теперь акции протеста немного затихли, и он может позволить себе ряд «важных встреч» в США.
Говоря о готовности поехать в Москву, Гачечиладзе проявляет настоящую отвагу. Нет, в России ему ничего не угрожает. А вот пропрезидентская политическая элита Грузии уже неделю кипит от возмущения берлинской встречей Гачечиладзе и лидера «Новых правых» Давида Гамкрелидзе с эмигрировавшим в Россию бывшим министром обороны Грузии Кахой Таргамадзе. А ведь заподозренный в связях с «северным врагом» лидер - это почти «политический труп».
Тем не менее, на скользкую стезю не побоялся ступить и бывший премьер-министр страны Зураб Ногаидели, ныне возглавляющий партию «За справедливую Грузию». Как только он придет к власти (будто бы он там еще не был), так «сразу же начнет процесс нормализации отношений с Россией». Об этом сообщили его соратники, представившие обществу пропагандируемые партией векторы внешней политики.
О желании помириться с Россией грузинские политики заявляют уже не в первый раз. Даже президент Михаил Саакашвили в феврале намекал на возможность восстановления дипотношений. «Мы хотим, чтобы работали посольства и в Тбилиси, и в Москве. Нашим народам это очень нужно», - говорил он. К лету подобные речи исчезли из выступлений грузинского лидера. Вероятно, его осекли однозначные заявления президента России Дмитрия Медведева, отказавшегося иметь дело с виновником цхинвальской трагедии, обагрившим к тому же руки кровью российских миротворцев, который и не думает раскаиваться в содеянном.
Со стороны оппозиции также регулярно раздаются реплики о том, что хорошо бы вернуть отношения с Кремлем в конструктивное русло. Еще в марте об этом заявил «Альянс за Грузию», созданный приехавшим из США бывшим постпредом ООН Ираклием Аласания. С такой же инициативой выступали и лейбористы, и лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, и глава «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели.
Эксперты смотрели на эти декларативные заявления скептически. Конечно, камнем преткновения по пути к примирению вроде бы является безвозвратное признание Россией Абхазии и Южной Осетии. Однако на деле и эта позиция Москвы не служит помехой возобновлению полнокровных связей двух народов. При желании, и подобных исторических примеров можно отыскать достаточно. В конечном итоге, не Москва виной в отчуждении осетин и абхазов от Тбилиси. Политика постсоветского руководства Грузии стала тому причиной, и закрывать на это глаза для грузин - себе дороже.
Чем интересно последнее заявление Ногаидели, так это попыткой хотя бы временно обойти абхазо-осетинский камень преткновения. Оппозиционер обещает начать переговоры «без всяких предварительных условий». Сторонники Ногаидели считают необходимым восстановить экономические и культурные связи с Россией и вернуть доверие народов Северного Кавказа. «Контакты на уровне представителей общественности и народной дипломатии - это хорошо, но нормализация отношений Грузии и России зависит от руководителей и правительств двух стран», - считают в партии «За справедливую Грузию». По их словам, внешняя политика «должна носить сбалансированный и оптимальный характер, направленный на мирное восстановление территориальной целостности Грузии».
Впрочем, от помощи Европы и США Ногаидели, если судить по словам его соратника Петре Мамрадзе, партия отказываться тоже не собирается. «Мы восстановим полный демократический контроль над внутренней и внешней политикой; авторитет Грузии в мире; доверие наших союзников, и посредством правильной и сбалансированной внешней политики мы станем стабильным и сбалансированным партнером для наших соседей; внесем положительный вклад в региональную и мировую безопасность и будем двигаться оптимальным путем для интеграции Грузии в европейский и атлантический альянс», - указано в обнародованном 29 июня заявлении партии Зураба Ногаидели, сообщает GHN.
Но в стремлении начать диалог с Россией соперничает с оппозиционными лидерами уважаемый более чем какой-либо другой человек в Грузии Каталикос-Патриарх Илия II. Это лишний раз говорит о том, что восстановление добрососедских отношений двух православных народов является сегодня самой насущной задачей для настоящих патриотов Грузии. Посланники Патриарха под руководством митрополита Зугдидского и Цаишского Герасима уже прибыли в Москву.
«И Русская, и Грузинская церкви намерены сделать все от них зависящее для того, чтобы отношения между нашими народами, соединенными общей верой, общей культурной традицией и во многом общим историческим опытом, продолжали оставаться сердечными», - заявил ИТАР-ТАСС зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.