Разговоры о второй серии противостояния во взрывоопасном регионе ходят еще со времен августовских событий прошлого года. Тбилиси постоянно обвиняет Москву в том, что она якобы нарушает план Медведева-Саркози и в том, что размещает военные базы на территории Абхазии и Южной Осетии. В ответ Грузия получает обоснованные упреки за попытки игнорировать новые реалии в регионе - существование двух новых государств, стремление вовлечь в решение кавказских проблем Запад и концентрацию вооруженных сил на границе с Абхазией и Южной Осетией. До поры до времени взаимные попреки подобно волнам, то накатывали, то стихали.
Однако события последней недели, высказывания дипломатов, свидетельства очевидцев и новые приграничные инциденты сделали тему вероятного конфликта на Кавказе одной из самых обсуждаемых. Все началось с того, что в начале прошлой недели в Совете Безопасности не смогли договориться о продолжении работы миссии ООН в зоне грузино-абхазского конфликта. Теперь ооновские наблюдатели покидают регион. Комментируя складывающуюся ситуацию, замглавы российского МИДа Григорий Карасин подчеркнул: «У нас возникает впечатление, что в Тбилиси, а может, и в некоторых других столицах решили поискать решение вопроса в водах нестабильности, - цитировала его газета «Коммерсант». - Это нас и пугает. Мы озабочены возможностью новых политических, а может быть, и военно-политических авантюр». По словам Карасина, нынешнее грузинское руководство мгновенно истолкует случившееся как «призыв к новому политическому наступлению» на позиции Абхазии, Южной Осетии и России.
Практически одновременно, 30 июня, с наблюдателями ООН регион начнут покидать представители другой миротворческой миссии - ОБСЕ. Причина та же самая: при обсуждении нового мандата организации Россия настаивала на учете новой геополитической ситуации на Южном Кавказе, но Запад с легкостью вычеркнул из памяти прошлогоднее нападение грузинских войск на Цхинвал и из своекорыстных соображений ориентировался на поддержку территориальных претензий Тбилиси.
Оставшаяся же в регионе миссия Евросоюза за время своего пребывания показала крайне низкую эффективность. «Похоже, наблюдатели ЕС свою главную цель видят в том, чтобы максимально замаскировывать действия грузинских силовых ведомств, чтобы под их прикрытием Грузия осуществляла подготовительные мероприятия по нахождению своей армии на границе с Южной Осетией», - цитирует ИА ОСинформ полномочного представителя президента республики по постконфликтному урегулированию Бориса Чочиева. Таким образом, лишившись миссий ООН и ОБСЕ, регион фактически остался без каких-либо сдерживающих факторов международного уровня. При этом на Кавказе во второй раз за три месяца пройдут крупномасштабные военные учения: российские маневры «Кавказ-2009» недоброжелатели уже успели окрестить ответом на натовские «Cooperative Longbow/Cooperative Lancer 09».
Россия, однако, тайны из своих плановых учений никогда не делала. Более того, - отвечающие сейчас за безопасность абхазов и осетин российские военные не исключают возможной атаки со стороны Тбилиси. «Грузия бряцает оружием и военной техникой, не оставляя попыток решить территориальный вопрос любыми способами», - поделился на днях мыслями начальник Генштаба РФ Николай Макаров. Агрессивные планы режима Саакашвили зачастую объясняют ориентацией Грузии на Запад и стремлением вступить в НАТО. «Угрозу военной агрессии со стороны Тбилиси может снять только один акт - это признание Грузией Южной Осетии, - считает депутат югоосетинского парламента Юрий Дзиццойты. - Пока этого не состоится, угроза агрессии со стороны Грузии сохраняется».
А тут еще попросивший политического убежища в России грузинский офицер Алик Бжания, несогласный с курсом грузинского руководства, заявил о том, что Саакашвили готовит новую войну.
Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Именно этим крылатым выражением можно сейчас охарактеризовать внешнеполитический курс Михаила Николаевича. Только вот насколько далеко зайдут его планы по возвращению утраченного? Некоторые эксперты считают, что все будет зависеть от позиции главных покровителей Тбилиси - Вашингтона и Брюсселя. «Очевидно, что их мотивация неоднозначна, с одной стороны они хотели бы сокращения влияния России на Кавказе в целом, в том числе на Южном Кавказе, - приводит ИА ОСинформ слова независимого политолога Геннадий Кокоева. - С другой стороны, прошлогоднее положение Саакашвили не добавляет ему оптимизма. В любом случае даже перевооружаясь самым современным оружием, шансов выиграть очередную военную авантюру у Саакавшвили нет никаких». По мнению политолога, Россия сейчас «играет на опережение», а вероятность конфликта в сложившейся ситуации - пятьдесят на пятьдесят.
Что ж, будущее все расставит по своим местам. Конечно, последние известия о покушении на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова настораживают. Складывается впечатление, что кому-то очень хочется взорвать хрупкий мир на всем Кавказе. И, подыгрывая реваншистским планам Грузии, взращиваются такие силы, которые будут способны ввергнуть весь регион, в том числе и тбилисских марионеток, в пучину таких бедствий, что мало не покажется. Однако последнее, что сейчас нужно делать - это хвататься за голову и ждать беды. Ведь мысли, как известно, имеют тенденцию материализоваться, а война сейчас не нужна ни Абхазии, ни Южной Осетии, ни грузинскому народу.
(фото: ИТАР-ТАСС)