GeorgiaTimes, посмеиваются над запоздалой реакцией грузин по поводу магазина всемирно известной итальянской фирмы Benetton, который три недели назад открылся на сухумской набережной. В Тбилиси работники четырех магазинов этой же сети устроили себе «отпуск» в знак протеста. А все потому, что турецкий партнер Benetton не обратился за разрешением к грузинским властям. Скандал вышел на международный уровень и грозит испортить отношения Турции и Грузии.
В Тбилиси в среду закрылись все магазины Benetton, которые в грузинской столице открыл турецкий офис итальянской фирмы. На дверях висят таблички «Закрыто в знак протеста», сообщает «Росбалт». «Мы готовы понести ущерб, нежели допустить прецедент, чтобы известная в мире фирма представила свой бренд на оккупированной территории», - заявила представитель Benetton в Грузии Нино Циклаури. По ее словам, в центральный офис фирмы в Италии направлено официальное письмо с просьбой объяснить, почему компания приняла решение об открытии в Абхазии своего магазина без согласования с грузинской стороной.
Министр экономического развития Грузии Лаша Жвания даже провел по этому поводу специальный брифинг, пишет портал «Бизнес Грузия». Чиновник сообщил, что отправляется с четырехдневным визитом в Турцию, где встретится с госминистром этой страны по вопросам торговли, и обсудит с ним создавшееся положение.
«Турецкая частная компания не пожертвует добрыми взаимоотношениями Грузии и Турции ради продажи нескольких сотен маек фирмы Benetton», -надеется Жвания. Судя по этим словам, он пребывает в уверенности, что абхазы живут не достаточно богато, чтобы покупать дорогой итальянский трикотаж.
Как приверженец рыночной экономики, Жвания, конечно, понимает, что государство не может вмешиваться в деятельность частного бизнеса. Но в данном случае он настаивает, чтобы его коллеги пресекли деятельность Benetton, «направленную против национальных интересов Грузии».
Тут интересы Грузии, как оказалось, сильно разошлись с экономическими интересами предпринимателей. Напомню: в Турции живет миллионная диаспора абхазов, которые мечтают видеть свою Родину независимой и процветающей. Так что понятно, почему турецкие бизнесмены «имеют очень серьезные намерения в отношении развертывания бизнеса в Абхазии», как сообщил «Кавказский узел» со ссылкой на турецкую газету Hurriyet. «Абхазия - это дверь, открывающая нам исторический шелковый путь по морю. Она имеет стратегически важное значение благодаря своему развитому туризму и морским путям»,- заявляет глава турецкого отделения Benetton Зейнеп Селгур.
Если бы не эта газетная публикация, работал бы спокойно магазин фирменной одежды на набережной в Сухуме и дальше, как и филиалы Zara, Mango и других известных брендов. А грузинские власти смотрели бы на это сквозь пальцы.
Но после того, как существование Benetton в Абхазии стало предметом обсуждения в СМИ, Тбилиси просто обязан был показать, кто в доме хозяин. Глава грузинского МИД Григол Вашадзе потребовал объяснения по этому поводу от послов Турции и Италии. Он заявил, что «Грузия не против деятельности какой-либо коммерческой фирмы или компании на оккупированной территории Грузии, если она соответствует закону Грузии об оккупированных территориях».
То есть, Benetton должен получить в Тбилиси налогово-идентификационный код и платить налоги в грузинскую казну, а не абхазскую. «Если какая-то компания не желает этого, или делает это с нарушением, за этим последуют правовые и экономические последствия», - пригрозил Вашадзе. Возможно, закрытием четырех магазинов в столице грузинские власти решили вынудить Зейнепа Селгура либо раскошелиться и на двойные налоги (абхазы ведь тоже бесплатно торговать не позволят, у них - не оффшорная зона), либо прикрыть отделение в Сухуме.
Может Селгур и пойдёт на попятную, но в Абхазии «все смеются по поводу этой истории с Benetton», рассказала GeorgiaTimes сотрудница информагентства «Апсныпресс» Индира Барциц. По ее словам, в республике работает много бизнесменов из Турции, в основном абхазов по национальности. Большинство их них занимаются выпечкой хлеба. Согласно местным законам, создают совместные турецко-абхазские предприятия. Ну а люди радуются возможности покупать товары в Сухуме, а не ездить за ними в Россию.
Что касается магазина Benetton, то этот объект, уточнила Барциц, в ведении городских властей, поэтому на недовольство Тбилиси публично ответил только мэр Сухума Алиас Лабахуа: «Любые начинания, любые позитивные изменения в жизни республики вызывают раздражение в Грузии. Абхазия никакого отношения не имеет к Грузии уже более 15 лет, и нам решать, с кем и как сотрудничать, налаживать экономические контакты».
Кстати, планы российской компании «Роснефть», также игнорирующей закон «Об оккупации», тоже раздражают грузинское руководство. Накануне МИД Грузии расценил как «незаконную экономическую экспансию» оформление соглашения между нефтяным гигантом и властями Абхазии по поводу разведки и добычи нефти и газа на шельфе Черного моря.
С точки зрения армянского политолога Карине Тер-Саакян, экономическое взаимодействие с Сухумом двух сильнейших игроков в регионе - Анкары и Москвы, на руку всем трем участникам этого процесса. «Турция получает выгодного экономического партнера, Россия - долгосрочную перспективу присутствия на Кавказе, Абхазия - защиту со всех сторон», - цитирует эксперта PanARMENIAN.Net. «В проигрыше, как всегда, остался Саакашвили, так неумело распорядившийся доставшейся ему территорией, ибо все события последних 15-20 лет лишь убеждают мировое сообщество, что к Грузии вполне применим термин «несостоявшееся государство».