Генсек ООН Пан Ги Мун в своем докладе Совбезу предлагает создать совершенно новый режим обеспечения безопасности между Грузией и Абхазией, на основе которого могут быть выработаны новые задачи и мандат миссии ООН в регионе, передает РИА Новости. В документе предлагается создать 12-километровые зоны безопасности с обеих сторон грузино-абхазской границы как на суше, так и на море. В этих зонах не должны находиться вооруженные силы, корабли или военное оборудование. Вторым 12-километровым кольцом, по мнению Пан Ги Муна, должны стать зоны ограничения вооружений, в которых было бы запрещено размещать тяжелые вооружения, включая танки, ракетные системы, артиллерию и минометы, а также складировать боеприпасы. В зонах безопасности должны быть запрещены полеты военных и разведывательных самолетов, в том числе беспилотных летательных аппаратов. Другой важной составляющей является создание механизма предварительного уведомления (от 48 до 72 часов) о передвижении личного состава и вооружений в зонах безопасности и предоставление информации по военным объектам в Сенаки и в Очамчире. И, наконец, регулярный мониторинг ООН ситуации в регионе и встречи в рамках совместного механизма по предотвращению инцидентов.
Пан Ги Мун предлагает создать в зоне грузино-абхазского конфликта «Миссию ООН по стабилизации», которая несла бы ответственность за реализацию нового режима безопасности. По мнению генсека, мандат мог бы включать и гуманитарную составляющую, а миссия занималась бы обеспечением свободы передвижения местного населения через линию прекращения огня, созданием условий для безопасного возвращения беженцев и обеспечением защиты прав человека.
Доклад генсека ООН уже окрестили «глотком свежего воздуха для Южного Кавказа». Но можно ли на практике осуществить все положения документа с учетом пожеланий каждой из сторон? В Тбилиси сейчас считают, что документ Пан Ги Муна якобы составлен под давлением Москвы. Вместе с тем, и в российской столице доклад тоже оценивают неоднозначно и считают его тенденциозным. Все дело в том, что новые предложения генсека в определенной степени ограничивают обе стороны и возлагают на ООН ряд полномочий.
Во-первых, это ограничение военного контингента. Как уже сообщал постпред России при ООН Виталий Чуркин, на границе с Абхазией сосредоточено около двух тысяч человек из армейских сил специального назначения, установки залпового огня «Град» и минометы. Уместно вспомнить и упомянутый в докладе Пан Ги Муна запрет на полеты беспилотных самолетов. Еще до нападения на Южную Осетию в августе 2008 года, Грузия неоднократно осуществляла над Абхазией пролеты беспилотников, некоторые из которых сбивались абхазскими силами ПВО, сообщает «Новости-Грузия». Такие нововведения, очевидно, не могут порадовать официальный Тбилиси. В свою очередь Москва считает, что 12-километровые зоны безопасности должны быть смещены в сторону Грузии, «а не на равных относиться к Абхазии, от которой не исходит никакой угрозы в отношении Грузии», - цитирует Виталия Чуркина РИА Новости.
Российская сторона также настаивает на заключении соглашения о неприменении силы на Южном Кавказе. Тем самым Москва рассчитывает не только получить от Тбилиси новые гарантии безопасности для Абхазии и Южной Осетии, но и в значительной степени «облегчить» жизнь наблюдателям ООН в зоне грузино-абхазского конфликта. Грузия, однако, от подобных соглашений пока открещивается, мотивируя это наличием «плана Медведева-Саркози». Тем не менее, именно этой теме, по словам замглавы МИД России Григория Карасина, будет посвящен июльский раунд женевских переговоров.
Российский дипломат также сообщил, что в ближайшее время в грузинском селе Двани будет проведена встреча представителей Южной Осетии, Грузии, России и ЕС в рамках обсуждения механизма «по предотвращению инцидентов», передает «Новый Регион». «Важно, что между представителями Грузии, России, Евросоюза и Южной Осетии установлена линия горячей связи, в случае необходимости они могут обмениваться информацией и обсуждать возникшие сложности с тем, чтобы предотвратить развитие событий по негативному сценарию» - отметил Григорий Карасин.
Что же касается доклада Пан Ги Муна, то он еще будет обсуждаться на консультативном заседании Совбеза ООН 27 мая. А до 15 июня в Нью-Йорке должны принять резолюцию на основе предложений генсека и решить, будет ли на Южном Кавказе создана новая миссия ООН.