.
Своим выступлением в музее Александра Чавчавадзе в Цинандали Саакашвили вольно ли невольно нарушил наметившееся было спокойствие. Только, казалось бы, в воздухе повисло слово «диалог». Только лидер оппозиционного «Альянса за Грузию» - хоть и с рядом оговорок - заявил о продолжении контактов с властями. Мол, вопрос совместной разработки новой Конституции должен стать частью политических соглашений, связанных с проведением досрочных выборов в стране. И вот Михаил Николаевич со всей президентской непосредственностью рубанул: выборы проводить незачем.
Выборы, считает президент, не выведут страну из создавшейся ситуации, хотя бы потому, что при нынешней избирательной системе доверия к результатам выборов не будет. Он отметил, что на выборах 5 января 2008 года, в результате которых сам был переизбран на второй срок, «на самом деле не было фальсификаций». Саакашвили заявил, что назначение досрочных выборов сегодня чревато потерей денег, инвестиций и времени. Тем более, что в стране сейчас такая ситуация, когда «всегда найдется та или иная группа, которая, в случае своего проигрыша, не признает их итогов». «Выборы - просто повод для того, чтобы учинить беспорядки в стране и потратить много денег на то, чтобы остановить экономику, создать повод для того, чтобы возникло больше беспорядков. Это- не выход ни из какой политической ситуации», цитирует Саакашвили Civil Georgia.
По его словам, в формате диалога должна быть достигнута такая избирательная система, когда «посчитаем голоса и признаем результаты выборов». «Поэтому перенесем ближе (во времени) местные выборы, проведем сначала местные выборы и договоримся о том, что все будут согласны с их результатами. Далее, на следующем этапе, когда придет конституционный срок (2012 г.) проведем парламентские выборы и проведем президентские выборы уже после этого, - продолжил он. - Заранее договариваемся, что вот с этой Конституцией все согласны; с этой избирательной системой все согласны; все согласны, что этих наблюдателей достаточно для того, чтобы все было проведено хорошо; а потом для разряжения и оздоровления политического процесса, естественно и выборы являются одним из инструментов».
Помимо того, что Саакашвили отказался от проведения досрочных выборов, он, вопреки надеждам оппозиционеров, отверг переход на парламентскую модель правления, ратовал за упрочения президентского института. По его словам, на фоне существующих вызовов Грузия нуждается в «очень эффективном президентском институте». «Говорю об этом я, человек, который находится на своем последнем президентском сроке и это я готовлю никак не для себя. Нам нужен очень эффективный парламентский институт... И нужен независимый суд, который развивается более медленно в Грузии, чем мы бы хотели», - сказал Михаил Саакашвили, комментируя вопрос о пунктах, предложенных властями для переговоров с оппозицией.
Ответная реакция на выступление президента была предсказуемой. Так, политолог Рамаз Сакварелидзе уловил в речах Саакашвили агрессивный тон. Особенно в таких его словах: «Ни у кого не получится вызвать беспорядки в стране топаньем ног и бряцаньем оружия». Своими плохими предчувствиями в тот же день с общественностью поделился в газете «Мтели квира» («Вся неделя») экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе: «У меня была небольшая надежда, что встреча лидеров оппозиции и президента хоть чуть-чуть смягчила бы ситуацию. Но ситуация еще больше обострилась, усилилось противостояние между сторонами. У меня очень плохие ожидания».
Поскольку Михаил Николаевич продемонстрировал, кто в доме хозяин, и в очередной раз лишил оппозицию всяких надежд на проведение выборов, то было решено радикализировать акции протеста. Генеральный секретарь «Движения за единую Грузию» Эка Беселия заявила о том, что 26 мая должно стать «новой точкой отсчета», общественность должна показать Саакашвили, что она способность на серьезные шаги, передает GHN. Тогда же было решено провести Народное собрание, как некую альтернативу парламенту. По сообщению «Интерфакса», согласно планам оппозиционеров, Народное собрание должно создать представительный орган общественности, способный решать вопросы как внутренней, так и внешней политики. «В этот орган войдут самые уважаемые представители общественности», - пояснил один из лидеров оппозиции Леван Гачечиладзе.
Как и в далекие 90-е, и в недавнем 2003 году к акциям намерены подключиться студенты. Они планируют открыть через несколько дней у II корпуса Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили «очаг протеста». По словам представителя «Института равноправия» Цотнэ Зурабиани, студенческие акции «будут носить острый характер». Сегодня состоится митинг жителей, которые не в состоянии выплачивать банковские кредиты из-за безработицы, а также шествие к авлабарской резиденции президента. Протестные акции на этой неделе пройдут также в Зугдиди, Кутаиси, Телави и Гурджаани.
Так что покой Тбилиси только снится.