Возможно, Грузия - не какая-нибудь латиноамериканская диктатура, хотя на диктаторские замашки ее лидера не обратит внимания только слепец. Для сохранения своего лидерского статуса ему приходится держать нос по ветру. Но когда человек готов менять свою точку зрения в зависимости от чужого мнения, которое для него куда важнее собственного, окружающие называют его «флюгером».
В мире привыкли к непоследовательности грузинского президента в словах и поступках. Но в последние дни эта непоследовательность приобрела четко выраженный характер флюгера, чутко реагирующего на направление ветра «из-за бугра» (в нашем случае из вещательной студии «Радио Свобода»).
Дабы не быть голословным приведу лишь пару примеров чуткого реагирования Михаила Николаевича на высказывания политологов, прозвучавшие на волнах «Радио Свобода».
Вот прозвучал в интервью «Свободе» комментарий американского политолога, бывшего корреспондента Financial Times в Москве Дэвида Саттера по поводу пресловутого мятежа бронетанкового батальона в Мухровани. В интервью господин Саттер заявил, что «можно довольно определенно сказать, что эти события - производное российского давления на Грузию, желания Москвы любой ценой предотвратить сближение Грузии и НАТО». Правда тут же он сознательно оговорился: «не исключено, конечно, что попытка мятежа возникла спонтанно как случайное проявление эмоций, но все-таки более вероятно, что мятежники опирались на некую поддержку России, иначе подобная затея сравнительно небольшого подразделения была бы обречена». И далее подытожил: «Такая версия хорошо укладывается в общую картину действий России, отменившей встречу министров в рамках совета Россия-НАТО в качестве протеста против этих маневров».
И тут же грузинский президент, выступая перед журналистами, назвал мятеж «провокацией России», происшедшей «накануне двух важнейших событий - учений НАТО и саммита ЕС в Праге, где должна быть подписана программа «Восточное партнерство». По словам главы грузинского государства, почти весь Черноморский флот РФ был введен в морскую акваторию Грузии, и он обратился с просьбой к руководству Российской Федерации прекратить провокации против Грузии и концентрацию войск в Южной Осетии и Абхазии.
«Перед этими событиями Россия в три раза увеличила свое военное присутствие в Грузии, что было рассчитано на массовые беспорядки и это было направлено против демократии и против интеграции Грузии в евроатлантические структуры», - цитировало агентство РИА Новости слова президента Грузии.
Вскоре, после того, как лидеры грузинской оппозиции и ряд мировых политических наблюдателей дали свою оценку «мухрованскому мятежу» назвав его очередным фарсом, состряпанным в недрах тайной полиции господина Саакашвили, на «Радио Свобода» решили предоставить слово двум другим ведущим американским специалистам, отслеживающим ситуацию в Грузии.
На сей раз господа Линкольн Митчелл и Эндрю Сидамон-Эристов заявили: «грузинское правительство должно осознать, что демонстрации, вне зависимости от их масштабов и численности, являются законным проявлением серьезного народного недовольства. Чересчур резкие заявления в той или иной форме утверждающие, что все сторонники оппозиции являются агентами российских спецслужб, подрывают внутренний и внешний политический авторитет грузинского руководства. Это не значит, что нужно игнорировать ту агрессивную политику, которую занимает в отношении Грузии Россия, но постоянный розыгрыш «российской карты» превратился в избитый и неэффективный прием, уводящий Грузию в сторону от демократического диалога и развития».
Иными словами, Михаилу Николаевичу дали понять, что не всегда любая глупость, даже из уст «своего человека», может быть благожелательно принята большим американским братом.
И что же Михаил Николаевич? Думаете, обиделся, встал в позу? Нисколько. Он тут же заявил, что никогда не обвинял Россию в причастности к организации недавнего военного мятежа в Грузии. «Я никогда не говорил, что у нас есть точная информация (о причастности Москвы к организации мятежа - И.У.)», - заявил Саакашвили.
О том, что «нападать на Россию и провоцировать Россию - это последнее, что входило в планы грузинского руководства», Саакашвили сказал в интервью радиостанции «Эхо Москвы». «Мы не самоубийцы», - добавил грузинский президент.
Хотелось бы в это поверить. Но флюгер - прибор очень хрупкий. И сильный порыв ветра может сорвать флажок, определяющий его направление.