Перед Пасхой президент Грузии опубликовал указ о традиционной в этот христианский праздник амнистии. Но на улицы он выпустил преимущественно преступников-мужчин. Не потому ли, что женщины поспешили бы по домам, а вот представители сильного пола могут влиться в ряды оппозиции и дискредитировать излишне цивилизованные акции протеста. Несправедливость вызвала бунт в женской колонии в Тбилиси.
С утра Великой Субботы стало известно, что президент страны Михаил Саакашвили подписал указ о помиловании 390 человек. По словам руководителя неправительственной организации «Бывшие политзаключенные - за права человека» Наны Какабадзе, полное освобождение коснулось 348 человек, остальным 42 сокращен срок заключения.
Но эта благая весть вызвала неожиданный резонанс в женской колонии номер пять в Тбилиси. Там начался настоящий бунт, с погромом всего и вся на территории учреждения. Дело в том, что в списке амнистированных оказалось лишь 23 представительницы прекрасной половины человечества и шестеро несовершеннолетних. Остальные - мужчины. А ведь именно женщины и подростки, по словам правозащитницы Какабадзе, больше всего рассчитывали на снисхождение.
Народный защитник Грузии Созар Субари, прибыв в колонию, сделал заявление, что бунт вызван несоразмерностью наказаний. Он нескольких часов подряд безуспешно пытался найти общий язык с заключенными. «Когда я сказал заключенным, что их требования нереальны и не могут быть выполнены, это вызвало еще большее их раздражение», - рассказал он журналистам. «Я понимаю их возмущение. Непонятно, когда помилование касается убийц Гиргвлиани (молодой человек, ставший жертвой полицейской расправы) и не касается Норы Квициани (сестра бывшего уполномоченного президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзара Квициани, обвиняемая в попытке государственного переворота), которая спасла Кодорское ущелье», - заявил Народный защитник.
Навстречу требованиям мятежниц об освобождении власти Грузии естественно не пошли. «Выполнение такого требования нереально. Невозможно одновременно освободить 700 заключенных, 40 из которых осуждены за тяжкие преступления, в том числе - за убийства», - заявил Дмитрий Шашкин. Вариант дополнительной амнистии путь даже для части из них министр по тюрьмам, судя по всему, тоже не рассматривал. Он также подчеркнул что во всех остальных учреждениях по исполнению наказаний ситуация спокойная, хотя СМИ сообщали о волнениях и в тюрьме в Зугдиди.
В результате бунта заключенные разгромили инфраструктуру колонии, и в ночь на Пасху их перевели в руставскую тюрьму №1.
Прежнее место отбывания наказания закрыто, очевидно на капитальный ремонт. Руководитель пресс-центра департамента исполнения наказаний министерства исполнения наказаний, пробации и юридической помощи Саломе Махарадзе подчеркнула, что бунт нанес государству серьезный ущерб. Но на этом история бунта отнюдь не закончилась. В Рустави женщины объявили голодовку. Они попали в «невыносимые условия», заявила руководитель неправительственной организации «Бывшие политзаключенные - за права человека» Нана Какабадзе. По ее словам, время от времени они связываются с близкими и просят о помощи. Какабадзе утверждает, что женщин избили.
Во время бунта заключенные потребовали общения с депутатом от оппозиции Джонди Багатурия. По поводу причин бунта он высказал ту же точку зрения, которую ранее представил народный защитник: бунт был неизбежен, так как законодательство в стране очень жесткое. «Из-за беспредела, который сейчас творится в нашей юриспруденции. Из-за несправедливости... Женщины протестуют, почему не освободили тех, кто это заслужил. Они уже отсидели, и можно применить УДО, так называемое условно-досрочное освобождение, и так далее», - заявил он в интервью телекомпании «Мир».
В свою очередь консерватор Лаши Чхартишвили высказал предположение, что «ситуация могла быть инспирирована властями», чтобы перенести акцент с акций оппозиции, требующей отставки президента. Такая точка зрения имеет право на существование, ведь заключенные в Грузии уже не раз становились жертвами манипуляций. Так в 2006 году тогда еще оппозиционный телеканал «Имеди» после бунта в мужской тюрьме в Тбилиси транслировал аудиозапись телефонного разговора с одним из участников беспорядков. Он рассказал, что бунт инициировал сам тогдашний руководитель Департамента по исполнению наказаний Минюста Бачо Ахалая, чтобы после подавления мятежа поднять свой авторитет.
Но все же ближе к истине первая версия о причинах нынешнего бунта в женской колонии. Заключенные действительно страдают от чрезмерной жестокости наказаний и невозможности отстоять право на пересмотр дела. В феврале этого года в той же тбилисской колонии одна из осужденных за убийство была вынуждена пригвоздить себе руки и ноги ради того, чтобы ее дело было пересмотрено в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. В этой колонии голодовки являются «традиционным» способом борьбы за свои права. Но на Михаила Саакашвили не действуют женские слезы. Ему оказалось выгоднее выпустить под Пасху мужчин.
Кто именно попал под амнистию, не сообщается. Не исключено, что в рядах освобождённых окажутся люди, способные «подогреть» протестные настроения оппозиционных акций до такой степени, чтобы их пришлось «тушить» с помощью спецназа. Впрочем, в необъективности президента не упрекнешь. По данным Ассоциации молодых юристов, в Грузии отбывают наказание 20 тысяч человек. Большинство из них мужчины, поэтому и доля амнистированных представителей сильного пола соответственно больше.