Парламентские выборы состоятся в Южной Осетии 31 мая. Вчера Центральная избирательная комиссия уже завершила прием заявок от политических партий республики. Теперь нужно привести в порядок списки избирателей. Особенно сложно это сделать в Лениногорском районе (так еще по-советски называют район осетинские власти, грузины именуют его Ахалгорским). Эта территория перешла под полную юрисдикцию Цхинвала только после войны в августе 2008 года. Там живут, по данным СМИ, около 7 тысяч грузин, не имеющих ни российских, ни южноосетинских паспортов. Однако голосовать на новых выборах в парламент можно будет только по южноосетинскому удостоверению личности, и власти республики больше не могут откладывать выдачу документов в Ахалгорском районе. Она начинается сегодня, 15 апреля. «В настоящее время разрабатывается механизм выдачи паспортов РЮО жителям района. В Лениногорском районе идет перепись населения», - сообщил ИА «Рес» два дня назад начальник Управления паспортно-визовой службы Сергей Котаев. Он уточнил, что выдавать документы на руки будет специальная рабочая группа из Цхинвала.
Эту новость в Грузии прокомментировали самым неожиданным образом. Госминистр по вопросам реинтеграции Теймураз Якобашвили заявил, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты лично обогащается за счет паспортизации. «Я считаю, что раздача паспортов в Ахалгори в первую очередь служит утолщению кармана Кокойты, когда он потребует потом помощи на существующие и несуществующие паспорта, потребует пенсий, зарплат, денег на реабилитацию», - цитирует госминистра «Росбалт».
А потом грузинские СМИ додумали и развили тему: «По информации властей Грузии, на каждого этнического грузина будет выдаваться 20 «осетинских паспортов», а выделенные на эти документы российские деньги пойдут на снабжение формирований Кокойты».
Эти слухи поддерживают и оппозиционные силы в самой Южной Осетии, которые опасаются фальсификаций на предстоящих выборах. Раздавать свои паспорта республика начала в 2006 году и выдала их около 70 тысяч, по сведениям СМИ. Столько людей до августовской войны числились гражданами республики, хотя большая часть из них жила в России. Сейчас реальное число жителей около 35 тысяч. За отсутствующих, как пишет со ссылкой на оппозиционеров газета «Время новостей», власти якобы сами могут поставить «галочки» в бюллетенях.
Как бы то ни было, Южной Осетии как признанному государству необходимо обеспечить своими документами граждан республики. Но это, как палка о двух концах, может привести к межнациональной напряженности в Ахалгорском районе. Очевидно, грузины не захотят отказываться от гражданства Грузии. И не из-за упрямства. Сейчас они могут навещать своих родственников в соседней стране, а с гражданством Южной Осетии это будет затруднено, а то и вовсе невозможно. Кроме того, с паспортом Южной Осетии невозможно получить визу в государствах, которые не признали эту республику, а значит, кроме России и Никарагуа жители Осетии никуда поехать не смогут.
Похожие проблемы уже возникли в Абхазии. Еще в январе президент Сергей Багапш обратил внимание представителей ООН на то, что многие страны мира отказывают в визе абхазам. Однако реакции международных правозащитников почему-то не последовало. В феврале двух представителей абхазского МИД не пустили в Индию для участия в международной конференции по приглашению университета Джавархалала Неру, сообщали РИА Новости.
Кроме того, из-за паспортизации возникла определенная напряженность в Гальском районе Абхазии, населенном преимущественно грузинами. Некоторые не хотели принимать гражданство республики, поскольку автоматически лишались грузинского гражданства. Это стало для грузинских властей поводом вновь заговорить о «нарушениях прав человека» в Гальском районе. В унисон с Тбилиси «озабоченность» выразил верховный комиссар ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Кнут Воллебек. По его словам, давление в отношении местного грузинского населения осуществляется «путем ограничения им права на образование, вынужденной паспортизации, насильственного призыва в абхазские вооруженные силы и путем ограничения свободы передвижения», передает Civil Georgia. «Я обеспокоен, что такая принудительная практика, которая нарушает международное право в регионе, еще более ухудшает внутриэтническую ситуацию и вынуждает многих грузин покинуть регион», - заявил Воллебек.
Однако местные власти считают обстановку в районе спокойной. По данным главы Гальской администрации Беслана Аршба, абхазские паспорта уже получили полторы тысячи человек. «Гальский район живет обычной жизнью аграрного региона. В отделе паспортно-визовой службы РОВД сегодня можно наблюдать очереди гальцев, желающих получить внутренние паспорта граждан Абхазии», - рассказал Аршба РИА Новости. Он подчеркнул, что «как бы процесс паспортизации жителей Гальского района не раздражал власти Грузии, он будет продолжаться». По мнению Аршба, «данный факт является показателем стабильности и желании интеграции Гальского района в политическую и экономическую жизнь республики».
Саломэ Батиани