В ладу с собой

Власть и оппозиция: встреча без диалога

Подобные вопросы сегодня задает, пожалуй, каждый житель Грузии, да и все те, кому небезразлична судьба страны. Ответы на них, безусловно, можно будет получить лишь после 9 апреля. Первый диалог между властями и оппозицией, пока ни к каким конкретным результатам не привел. Разве что можно констатировать факт самой встречи. Ведь до 2 апреля за круглый стол с руководством республики не удавалось усадить даже парламентскую оппозицию. После традиционно бурных споров на тему: встречаться или нет, если да, то где, и что вообще обсуждать, первый шаг, наконец, сделан. Министр по вопросам исполнения наказаний, пробации и юридической помощи Дмитрий Шашкин, которому президент Саакашвили поручил ведение диалога с оппозицией, встретился с представителями трех партий из парламентского меньшинства.

На аудиенцию с министром пришли вице-спикер парламента, депутат от Христиан-демократической партии Леван Вепхвадзе, депутат от партии «Мы сами» Дмитрий Лорткипанидзе, депутат от Национально-демократической партии Гурам Чахвадзе и лидер той же партии Бачуки Кардава. Неправительственных организаций на встрече представлял Коки Ионатамишвили из «Нового поколения - новой инициативы». За встречей, которая происходила в закрытом режиме, наблюдал политолог Сосо Цинцадзе.

Как сообщает civil.ge, до встречи Леван Вепхвадзе заявил журналистам, что выдвинет три условия, которые, по его словам, должны стать основой для дальнейших переговоров. Первое - диалог должен разворачиваться в Патриархии Грузии, чтобы усилить к нему доверие. Второе - к политическому диалогу должны подключиться лидеры политических партий и сам Сааккшвили. «Михаил Саакашвили является не только президентом, но и лидером «Единого национального движения», - заявил он. Третье - до начала диалога не должно выдвигаться предварительных условий. Надо полагать, что свои требования вице-спикер таковыми не посчитал.

Между тем инициативы даже самых лояльных властям «Христиан-Демократов» не были услышаны. По крайней мере, это касается прямого диалога оппозиционных партий с Саакашвили. Об этом, по завершении встречи, сообщил журналистам тот же Леван Вепхвадзе.

Впрочем, это не лишает власти традиционного для них оптимизма. Дмитрий Шашкин отрапортовал, что будет, мол, создан координационный совет, который станет работать по всем представленным властями направлениям. Чем будет заниматься этот совет, когда ни по одному пункту не достигнуто никаких договоренностей, а большинство оппозиционных партий проигнорировало данную встречу, трудно даже предположить. Вероятно, именно поэтому Шашкин не вдавался в детали, а только отметил, что очередная встреча состоится 7 апреля, за три дня до «часа истины».

Надежд на то, что оппоненты в столь экстренном режиме сделают реальные шаги навстречу друг другу, никто в Грузии не питает. Так, в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes экс-посол Грузии в России, политолог Зураб Абашидзе отметил: «Как можно назвать состоявшуюся встречу Шашкина «диалогом», когда присутствовала практически одна партия? Само предложение властей несерьезно. Нельзя обсуждать конституционные изменения, свободу СМИ или еще что-то, когда в стране одновременно и политический, и экономический кризис. И почему об этом мы должны говорить с каким-то министром по исполнению наказаний, который и в политике-то всего несколько месяцев». На вопрос - почему Саакашвили отказывается от встречи с оппозицией - собеседник философски отвечает: «Кто его знает. Наверное, боится...». Абашидзе считает, что реальный диалог возможен лишь после 9 апреля, когда власти убедятся, что за оппозицией стоит народ. Прогнозировать ситуацию Зураб Абашидзе не стал.

Между тем, в Грузии все чаще можно услышать мнение о том, что протест оппозиции 9 апреля не вынудит Саакашвили покинуть пост. Так, лидер оппозиционной «Партии национальной независимости Грузии» Ираклий Церетели 3 апреля заявил грузинской газете «Версия»: «Михаил Саакашвили на данном этапе не уйдет в отставку. Оппозиция сейчас не готова к смене власти в Грузии». Ираклий Церетели, который был в оппозиции и к первому президенту Звиаду Гамсахурдиа, и к Эдуарду Шеварднадзе, и к нынешнему грузинскому лидеру Михаилу Саакашвили, задается вопросом: «Готова ли оппозиция 1-3 месяца стоять на улице и проводить акции с требованием его отставки?». Столь долгосрочных планов в Грузии сегодня не строят ни власти, ни оппозиция. Сейчас главное для всех - пережить 9 апреля.

Ирина Пташковская