В ладу с собой

Грузия меняет воду на газ

Грузия меняет воду на газ. 29843.jpeg

Потечет ли иранский газ в Европу? Официальный Тегеран уже заявил, что Тбилиси будет содействовать строительству грузинского отрезка газопровода Иран — Балканы. По данным источников в правительстве Грузии, этот пункт содержится в соглашении об ассоциации между Грузией и Евросоюзом. Насколько реально достижение соглашения о транспортировке Иранского газа в Европу? Об этом размышляют политики и эксперты.

Грузия намерена отправлять в Иран воду, а получать природный газ. Во всяком случае, иранская сторона заявляет, что это соглашение с грузинским правительством уже достигнуто. Об этом, в частности, сообщил замглавы МИД Исламской республики Ибрагим Рахимпоуер.

Грузия в разное время уже получала иранский газ. Когда в 2006 году в России на газопроводе произошла авария, грузинская сторона покупала газ у Ирана и Азербайджана. В конечном счете из-за выгодной цены она остановилась на азербайджанском газе. Однако недавно грузинские эксперты стали говорить о необходимости диверсификации импорта энергоносителей. В Грузию стали поступать нефтепродукты из Туркменистана, которые даже дешевле азербайджанских. Правда, серьезного понижения цены на горючее в Грузии это не вызвало, однако за одной диверсификацией должна была последовать другая. Вот и настал черед иранского газа.

Пока ни о цене, ни о размерах поставок голубого топлива из Ирана в Грузию разговор не идет. А для самого Ирана Грузия может стать лишь перевалочным пунктом. Заинтересованность в приобретение иранского газа уже высказали несколько стран Европы. Вся проблема в антииранских санкциях, введенных США и Евросоюзом. Однако, как стало известно от источников, близких к правительственным кругам Грузии, один из пунктов соглашения об ассоциации Евросоюза с Грузией содержит обязательство Тбилиси содействовать реализации проекта строительства, а затем и эксплуатации, грузинского отрезка газопровода Иран — Балканы. Поэтому не исключено, что в ближайшее время Европа заявит о готовности пойти на дополнительное ослабление санкций, в том числе и в газодобывающей отрасли.

Что касается иранских запасов природного газа, то их достаточно. По подсчетам компании British Petroleum, они составляют 33,6 триллиона кубометров. Было бы куда продавать. Ранее о том, что предполагается транспортировка иранского газа в Европу, заявляли и турецкие официальные лица. Впрочем, от уточнения маршрута они воздержались.

Эксперт по вопросам энергетики Натия Турнава отмечает, что для начала транспортировки иранского газа в Европу должно быть принято политическое решение. "Мне кажется, что пока такие проекты находятся на уровне идеи, — сказала Турнава в интервью GeorgiaTimes. — Все зависит от нефтяного эмбарго. Насколько я знаю, несмотря на заявления, его пока никто не отменял".

Маршруты транспортировки газа из Ирана также пока сложно предугадать, отмечает эксперт. "Возможно это будет Турция, возможно — Грузия, — отметила она. — Когда речь идет об Иране, то в первую очередь необходимо политическое решение. Я не исключаю, что разговоры начались об этом из-за того, что Запад планирует ввести какие-то санкции против России. Хотя я не знаю, коснутся ли эти санкции импорта энергоносителей, возможно, Запад ищет какие-то альтернативные источники".

Эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе также говорит, что вопрос с иранским "голубым топливом" скорее политический, нежели экономический. "Я думаю, что в течение двух-трех последующих десятилетий иранские и каспийские энергоносители, маршруты их транспортировки в Европу и контроль над ними станут одним из основных вопросов мировой политики. Так что вариантов здесь очень много".

По мнению эксперта, в данном вопросе все будет решаться, исходя из интересов мировых держав и баланса их интересов. "Мне кажется, что Грузию в течение будущих 20-30 лет ждут серьезные испытания. Поэтому стране необходимо вести очень прагматичную внешнюю политику, чтобы сохранить государство, и получить максимальную прибыль от этих глобальных энергетических проектов с энергоносителями Каспия и Ирана. Я полагаю, что играть на дисбалансе для нас является проигрышным. Ведь в случае дисбаланса эти вопросы будут решаться путем вооруженного противостояния, что губительно для Грузии", — подчеркнул Гиорхелидзе.

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день Грузия не до конца использует свой транзитный потенциал. Однако в какую сторону он будет расширен и за счет чего пополнен, решать не экономистам, а политикам.