Грузинский лари продолжает обесцениваться. Курс грузинской национальной валюты по отношению к доллару США уже приблизился к отметке в 1,8. Часть экспертов прогнозирует стабилизацию курса валюты, падение которого вызвано оживлением бизнеса и попаданием в оборот дополнительных денежных средств. Другие полагают, что без иностранных инвестиций ни восстановления экономики, ни стабилизации валюты не будет.
Курс грузинской национальной валюты медленно, но верно продолжает понижаться. На последних торгах на Тбилисской межбансковской валютной бирже цена одного американского доллара перевалила за отметку 1,78, тогда как всего месяц назад за доллар США давали 1,66 лари. Этот курс продержался около пяти лет, после 2009 года значительных изменений в курсе лари не наблюдалось. Национальная валюта то незначительно понижалась, то напротив — повышалась, но курс оставался около отметки 1,65 — 1,66.
Однако в конце 2013 года ситуация изменилась, что многие тогда посчитали "сезонным колебанием". Мол, перед Новым годом все покупают продукты, товары, подарки, поэтому обменивают доллары на лари и, поскольку спрос на национальную валюту повысился, это и привело к ее подорожанию. Но этот прогноз не оправдался, поскольку лари продолжал ползти вниз и после новогодних праздников. Этим поспешили воспользоваться торговцы, которые тут же повысили цены на некоторые товары, причем как импортные, так и местного производства.
Пока изменения в ценах незначительные, однако масла в огонь подливают заявления представителей министерства финансов, что "ничего необычного не происходит" и "все находится под контролем". Глава Минфина считает неуместными сравнение нынешней ситуации с той, которая была в Грузии в 1993–1994 годах, когда грузинский купон обесценился настолько, что цены на товары измерялись в миллионах. Почти все в Грузии были миллионерами, но ничего приобрести на эти миллионы не могли. Нодар Хадури успокаивает население тем, что, по его информации, все валюты мира в последние дни обесценились по отношению к доллару. И если в Грузии лари упал на восемь процентов, то в других странах девальвация составила 30-40 процентов.
Читайте по теме: Крах лари обновит экономику?
А пока Минфин успокаивает, импортеры нефтепродуктов поведали неутешительную новость — если курс продолжит понижаться, это приведет к подорожанию бензина. Ведь Грузия в этой сфере полностью зависит от импорта. Ну, а повышение цены на бензин безусловно вызовет "цепную реакцию" — подорожание всех товаров и услуг.
Грузинские эксперты прогнозируют стабилизацию курса лари. Эксперт по экономическим вопросам Эмзар Джгереная связывает понижение курса с увеличением экономической активности населения и большими тратами национальной валюты в конце 2013-го — начале 2014 года. "Самое главное в этом вопросе то, что платежный баланс в Грузии сохранился, и в этом смысле все стабильно, — сказал Джгереная в интервью GeorgiaTimes. — В первые три квартала 2013 года грузинский бизнес тратил меньше денег, нежели зарабатывал, а в конце года произошла трата больших сумм — больше лари появилось в обороте, что и привело к его обесцениванию. Но курс уже достиг своего пика, и, по моему мнению, постепенно начнет снижаться. Показатели импорта меньше, чем в прошлом месяце, а экспорта, напротив, повышены. В январе были хорошие показатели в плане сбора налогов. Так что я думаю, что лари больше не будет обесцениваться, а курс станет укрепляться".
"Что касается повышения цен, то правительством определена годовая инфляция на уровне шести процентов, так что цены будут повышаться исходя из этого. В 2012 — 2013 годах у нас была дефляция, что ни коим образом не является положительным для стимулирования экономики. Теперь правительство определило инфляционный бюджет и, полагаю, все находится в пределах нормы", — говорит Джгереная.
А вот прогноз эксперта по экономике Демура Гиорхелидзе не столь оптимистичен. "Обесценивание лари вызвано как внешними, так и внутренними факторами, — сказал Гиорхелидзе в интервью GeorgiaTimes. — Это и сложная политическая ситуация на Украине, и сложности в экономике Турции, что привело к обесцениванию валют в этих странах, а также в Грузии. Что касается внутренних факторов, то могу сказать, что только в 2013-м году из Грузии вынесли капитал на 600 миллионов долларов. Это, естественно, не может сказаться положительно на курсе национальной валюты".
"Когда говорят, что курс стабилизируется, то пусть скажут, благодаря чему, -продолжает эксперт. — Разве в страну стали поступать иностранные инвестиции? Разве созданы новые рабочие места и начала работать экономика? Я пока этого не вижу. Очень надеюсь, что курс лари сохранится на отметке примерно 1,8, но особых поводов для оптимизма у меня, к сожалению, нет".
"Что касается того, как сохранялся курс лари во время Михаила Саакашвили, то все очень просто. Ни у бизнесменов, ни у населения, не было доступа к финансовым ресурсам. Все контролировало государство. В случае необходимости курс валюты корректировал Национальный банк Грузии. В конечном счете эта политика привела страну к экономической катастрофе, и плоды этого мы и пожинаем сегодня", — говорит Гиорхелидзе.
Опасения населения Грузии тоже небезосновательны. Все еще свежи в памяти воспоминания, когда грузинские деньги носили в чемоданах, а курс менялся ежедневно, причем раз в десять быстрее, чем сегодня. Продавцы же, не желая рисковать, просто отказывались принимать грузинские купоны, предпочитая российские рубли и американские доллары. Поэтому грузинскую валюту тогда можно было использовать разве что как музейный экспонат, в память о гиперинфляционном прошлом Грузии.