Что принесет Грузии парафирование соглашения об ассоциации с Евросоюзом? В условиях развала экономики и катастрофического социального положения не вызовет ли оно новое повышение цен на товары, увеличение негативного торгового баланса между экспортом и импортом и другие негативные последствия? Власти страны говорят об "историческом моменте" для страны, а эксперты размышляют о возможных негативных последствиях и рисках этого шага.
Парафирование — это лишь предварительное заявление о готовности подписать документ в будущем. Правда, в отличие от интеграции в НАТО, где "для новых членов двери всегда открыты" (именно так говорили высокопоставленные чиновники альянса о перспективах интеграции Грузии в эту организацию, но при этом никогда не называли конкретных сроков), в данном случае сроки оговорены: подписание договора об ассоциации состоится осенью 2014 года. Как уверяют участники этого процесса, остались лишь технические детали, а именно — документ необходимо перевести на языки всех стран — членов ЕС, а также его должен ратифицировать парламент Грузии. Первая тема явно техническая, вторая тоже не предрекает особых проблем.
Но что известно гражданам Грузии о документе, парафирование которого продолжалось в Вильнюсе несколько часов? Ведь соглашение довольно толстое — в нем более тысячи страниц. Пока детальной информации о том, что содержит этот документ, нет. Спустя несколько дней текст парафированного соглашения будет выложен на сайте МИД Грузии, и любой желающий сможет ознакомиться с его содержанием.
Одним из основных пунктов соглашения является договор о свободной торговле между Грузией и Евросоюзом. И вот тут-то и возникают для Тбилиси основные проблемы. Торговля подразумевает как импорт, так и экспорт товаров. Но чем собирается Грузия торговать с ЕС? Ведь даже сегодня торговый баланс между экспортом и импортом явно не в пользу Грузии — экспорт составляет 3,2 миллиарда долларов, а вот оборот импорта — почти 7 миллиардов. Ну, а если границы для европейских товаров будут и вовсе открыты, что останется от еле дышащей грузинской экономики и находящегося в том же положении сельского хозяйства?
Поэтому эксперты советуют властям отнестись к этим вопросам более серьезно и не думать, что после подписания соглашения об ассоциации все проблемы решатся сами собой.
— Если власти Грузии полагают, что подписание соглашения с ЕС освобождает их от обязательств по решению социально-экономических проблем страны, то они сильно ошибаются, — заявил в интервью GeorgiaTimes эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе. — Необходимо продолжить модернизацию страны как по политическим, так и по экономическим направлениям. Да, мы можем использовать это соглашение очень серьезно в собственных интересах. Но Грузия должна соответствовать определенным критериям. А ведь у нас катастрофическое положение в экономике. Наш ВВП составляет всего 13 миллиардов долларов в год. У Грузии уже давно существует соглашение с ЕС, по которому товары 7 тысяч наименований можно спокойно поставлять на рынки Европы. Разве мы используем этот документ? Нет, конечно. Меня также обеспокоили заявления некоторых высокопоставленных грузинских чиновников, что после подписания этого соглашения сами европейцы придут, построят заводы и сами же найдут рынки сбыта для продукции. Если мы так считаем, то можем тогда сдать нашу страну в аренду, и пусть ею правят другие, а мы будем сидеть спокойно сложа руки. Если не будут созданы рабочие места, то ничего не изменится в нашей стране. Конечно же, в таком состоянии Грузию в Евросоюз никто не примет. Да, европейцы не будут против того, чтобы экономика Грузии развивалась, они даже будут нам помогать, но основную работу должны выполнить мы сами.
— А будут ли для Грузии установлены какие-либо регуляции? К примеру, может ли ЕС запретить или снизить производство грузинского вина, или еще какой-нибудь сельхозпродукции?
— Конечно же, опасность существует. Европейские регуляции очень строгие, к тому же все знают, что решения на самом деле принимают не все страны — члены ЕС, а две-три основные страны. На самом деле, все страны платят за членство в ЕС определенную дань. Придется платить и Грузии. Главное, чтобы мы получили больше пользы, чем потеряли от этого соглашения.
Эксперт по политическим вопросам Мамука Арешидзе называет соглашение с Евросоюзом "приоткрытием европейских дверей".
— На данном этапе я особой опасности не вижу, но в будущем могут возникнуть определенные проблемы, — сказал Арешидзе в интервью Georgia Times. — К сожалению, у населения нет исчерпывающей информации, что дает Грузии это соглашение, к примеру, что принесет ей подписание договора о свободной торговле. Особенно учитывая состояние нашей экономики. Вот представьте, что мы завтра вступаем в зону свободной торговли ЕС. Это означает, что весь рынок Грузии займут импортные товары. Не сможет развиваться экономика, сельское хозяйство. Думаю, что необходимо предпринять серьезные шаги, чтобы грузинская экономика была бы готова к введению этого режима.
— Как, по вашему мнению, могут развиваться отношения Грузии с Россией в свете последних событий?
— Ну, Россию, конечно же, устраивает, чтобы Грузия вступила не в ЕС, а в Евразийский Союз. Москва этого и не скрывает. Экономически Россия сегодня не сможет оказать давление на Грузию, поскольку те же энергоресурсы Грузия поставляет из других стран. То же касается экспорта грузинской сельхозпродукции в Россию. На самом деле, это не такое уж и большое количество. Но определенное давление, конечно же, будет.
Эксперты согласны с руководством страны в том, что Грузия вступает в новую эпоху. Но сможет ли население выдержать эти новые реалии? Ведь вопросы внешней и внутренней политики теперь будут решаться не только в Тбилиси, но и в Брюсселе. И если руководство собственной страны в случае недовольства можно хотя бы переизбрать, то в отношении стран Евросоюза возможности грузинского избирателя явно ограничены.
Михаил Вардзелашвили