В ладу с собой

Маргвелашвили подает Москве сигналы

Избранный президент Грузии Георгий Маргвелашвили вызвал бурю критики в свой адрес, заявив, что считает возможной свою поездку в Сочи на Олимпийские игры. Мнения политиков и экспертов разделились. Хотя власти и заявляют, что вопрос о посещении Сочи представителями политического руководства Грузии будет решен исходя из интересов страны, скептики считают, что новое руководство действует слишком быстро в вопросе сближения с Москвой. Поедут ли грузинские спортсмены и политики в Сочи?

Георгий Маргвелашвили не исключил своего присутствия на зимней Олимпиаде в Сочи. По его словам, этот вопрос "обсуждается внутри политической команды". На данном этапе практически решен вопрос об участии грузинских спортсменов в Олимпиаде. Что касается политического руководства страны, то тут ситуация гораздо сложнее.

Власти Грузии отмечают, что решение об отправке спортсменов на Олимпиаду принято для снятия напряжения в отношениях с Россией. Во время правления Михаила Саакашвили и "Единого национального движения" тогдашнее руководство даже слышать не желало об участии в Олимпийских играх на территории России. Более того, власти страны всячески добивались от международного сообщества бойкота сочинской Олимпиады. Правительство Иванишвили занимает более умеренную позицию. Теперь власти говорят, что грузинские спортсмены поедут в Сочи, если это не будет противоречить национальным интересам страны.

Не успел Георгий Маргвелашвили завершить свое выступление, как он тут же стал объектом нападок со стороны политических оппонентов. Представитель "Единого национального движения" Чиора Тактакишвили, очевидно, озвучив мнение всей партии, назвала выступление Маргвелашвили "постыдным". Недовольство еще в недавнем прошлом правящей партии вызвало то, что Маргвелашвили ни разу не упомянул слово "оккупация", когда говорил о России. Кроме того, Тактакишвили раскритиковала избранного президента за то, что он ничего не сказал о грузинских беженцах и необходимости их возвращения в родные дома.

Перевести диалог между двумя странами в рациональное русло — это задача нового правительства Грузии и ее президента, инаугурация которого состоится 17-го ноября. "Национальное движение" же считает, что власти страны тем самым идут на уступки России.

Однако и часть грузинских экспертов полагают, что Маргвелашвили должен более четко формулировать свою позицию относительно того, в каком случае Грузия примет участие в сочинской Олимпиаде, а в каком — нет. "Тут все очень просто, Грузия не примет участие в Олимпиаде, если там будут участвовать спортсмены из Абхазии и Южной Осетии как представители независимых государств, — сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт, ректор Дипломатической академии Сосо Цинцадзе. — Я думаю, что это выяснить очень просто: достаточно связаться с Международным олимпийским комитетом".

"И еще мне не совсем понятно, о каких консультациях внутри политического руководства говорит Маргвелашвили? Он что, забыл, что очень скоро официально станет президентом страны? Маргвелашвили должен был сказать, что он проведет консультации со своими советниками. Думаю, что Маргвелашвили пора понять, что он уже не политолог, а глава государства", — отметчает Цинцадзе.

А вот президент Клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили назвал выступление Маргвелашвили "увертюрой перед спектаклем в несколько действий". "Думаю, что когда Маргвелашвили делает заявление по поводу российско-грузинских отношений, он обращается не к конкретным лицам, а ко всему российскому народу, — сказал Цискаришвили в интервью GeorgiaTimes. — Это было его первым выступлением и, думаю, все убедились, что это культурный человек, который не относится к России, как к врагу".

"В то же время, Маргвелашвили не сказал ничего такого, чем бы он пошел против интересов собственной страны. К примеру, он заявил, что участие Грузии в Олимпийских играх в Сочи пока остается под вопросом. Необходимо понимать, что Маргвелашвили относится к населению России так же, как и большинство населения Грузии, то есть те, кто его избрал. Это было послание населению России, что Тбилиси хочет урегулировать отношения с Москвой. А что касается обсуждения вопросов, связанных с Абхазией и Южной Осетией, то эти темы будут обсуждены на закрытых встречах, а не во время телевизионных интервью" — уверен Цискаришвили.

Мнения политиков и экспертов насчет заявления Маргвелашвили разделились. Но факт остается фактом — в Грузии никто не заинтересован в сохранении существующего положения. Остальное — вопрос времени.

Михаил Вардзелашвили