Грузинские военные снова отравились. Минобороны заявляет о семерых пострадавших, СМИ — о сотне. Оборонное ведомство уверяет: повода для паники нет, и обещает провести тщательное расследование, тогда как компания, снабжающая грузинскую армию продуктами питания, категорически отрицает свою вину. Кто же виноват в отравлениях грузинских военных, принявших в последнее время регулярный характер?
Пищевое отравление в грузинской армии. На сей раз оно произошло на одной из самых крупных военных баз в Грузии — в Вазиани. Семеро солдат слегли с интоксикацией, информацию об этом подтвердил министр обороны Ираклий Аласания. В то же время Аласания заверил, что "повода для паники нет", и сообщения об отравлении более 100 военнослужащих не соответствует действительности.
В Минобороны отмечают, что получили очень сложное наследство. Несмотря на то, что прежние власти выделяли миллионы на нужды грузинской армии, а бюджет министерства обороны был самым крупным среди стран региона, большая часть этих средств, очевидно, не доходила до рядового военного. Столовые, даже на новых "ультрасовременных" базах, в которые Саакашвили и его команда вбухали миллионы долларов, не соответствуют элементарным санитарным нормам. Не соответствуют этим нормам и походные кухни, ведь военные служат не для того, чтобы сидеть на своих базах, а очень часто находятся за пределами воинских частей. В настоящее время ведомство Ираклия Аласании строит более десяти новых столовых, а также собирается всерьез заняться другими вопросами, связанными с качеством питания.
Впрочем, это далеко не первый случай отравления военных. Несколько месяцев назад после схожего случая на одной из военных баз Ираклий Алсания сменил все руководство служб Минобороны, ответственных за питание военных. Но, как видно, кадровые пертурбации не принесли желаемого результата.
А вот "Грузинская пищевая компания", которая снабжает военных продуктами, категорически отрицает, что солдаты отравились едой. В компании говорят, что если бы проблема была в пище, отравилось бы намного больше людей, а не семь человек, у которых обнаружены следы "легкой диареи". Последняя же, по их мнению, может быть вызвана не только качеством пищи, но и энтеровирусом. Одним словом, "наша хата с краю".
Несмотря на такие "успокоительные" заявления, Минобороны начало расследование этого инцидента. Будет проверено качество пищи, санитарно-гигиенические условия и проведено медицинское обследование других военнослужащих, которые находятся на этой базе.
Но и тут не обошлось без политики. Оппозиция в лице "Единого национального движения" обвинила ведомство Аласании в коррупционных сделках при проведении тендеров, в частности — на обеспечение армии продуктами питания. По информации депутата Ирмы Надирашвили, один из таких тендеров выиграла компания Георгия Симоняна, водителя Георгия Каркарашвили, который, в свою очередь, сам является бывшим министром обороны и близким другом Ираклия Аласании. По заявлению депутата от ЕНД, данная фирма одержала победу несмотря на то, что не обладала каким-либо опытом участия в подобных тендерах. "Националы" также заявили об участии в тендере на питание военных фирмы супруга депутата парламента от "Грузинской Мечты" Ирины Имерлишвили. Второй факт Минобороны подтвердило, в то же время добавив, что эта компания в итоге тендер не выиграла.
Военный эксперт Вахтанг Маисая говорит, что в министерстве обороны существуют системные проблемы, которые необходимо срочно решать, — иначе встанет вопрос о целесообразности существовании министерства как такового. "При Эдуарде Шеварднадзе были специалисты, но не было денег. Поэтому армия была в плачевном состоянии. Теперь средства есть, но уже нет специалистов, которых разогнал Михаил Саакашвили, — сказал Маисая в интервью GeorgiaTimes. — Конечно же, тут можно говорить об ответственности прежних властей, но есть и доля ответственности нынешнего руководства министерства обороны".
"Мне сложно сказать, прослеживаются ли здесь элементы диверсии, или это просто разгильдяйство. Скорее всего, последнее. Налицо серьезные проблемы с менеджментом внутри министерства. Если они не могут решать вопросы качественного питания военных, что тогда говорить о решении более сложных задач? Я не исключаю, что в этой системе действуют и определенные коррупционные схемы, часто они основаны на непотизме, или просто желании прибрать к рукам большие суммы денег. Конечно же, при Саакашвили также были факты отравления военных, но тогдашнее руководство Минобороны умело это скрывало, а сейчас, когда все больше стали говорить о гражданском контроле над вооруженными силами и их руководством, все эти проблемы вылезли наружу" — отмечает Маисая.
Эксперт Сосо Цискарившили полагает, что в случае необходимости к расследованию подобных фактов должны подключиться неправительственные организации. "Конечно же, у министерства обороны есть достаточно ресурсов, чтобы расследовать причины отравления военных и принять соответствующие меры, — сказал Цискаришвили в интервью Georgia Times. — Эти отравления происходят довольно-таки часто, и необходимо их расследовать. Если будет выявлена вина компаний, которые снабжают военных продуктами, то необходимо будет пересмотреть тендеры. Думаю, что общество должно получить исчерпывающие ответы в течение одной недели".
"Что касается возможности коррупционных сделок, то я этого не исключаю, ведь там, где большие деньги, всегда существует опасность коррупции. Но и в этом случае пища не должна создавать опасность для здоровья военных. Я очень надеюсь, что ведомство Ираклия Алсании примет безотлагательные меры для того, чтобы исправить ситуацию" — говорит Цискаришвили.
Ну, а пока министерство обороны решает вопросы менеджмента, по-прежнему существует опасность повторения отравления военных. Тем более что по предыдущим случаям конкретные виновные найдены не были.
Михаил Вардзелашвили